Линки доступности

Лешек Колаковский о марксизме


Карл Маркс, нeмецкий писатель, имевший местом жительства Лондон добропорядочных викторианских времен, так никогда и не закончил основной труд своей жизни «Капитал». Чем дальше продвигались его экономические исследования, тем досаднее были результаты. Основные предпосылки – теория прибавочной стоимости и предсказание падения уровня прибыли по мере развития капитализма – не находили подтверждения в действительности.

Еще не подошел к концу девятнадцатый век, а Эдуард Бернштейн, ученик Маркса и близкий друг Энгельса, в книге «Эволюционный социализм» не оставил камня на камне от предсказаний учителя, что противоречия капитализма, конкурентная борьба неизбежно приведут к ухудшению положения рабочего класса, которое, в свою очередь, неизбежно приведет к революции. Конкурентная борьба усиливалась, а рабочие в индустриально развитых странах жили лучше, чем прежде, и улучшать свой жизненный уровень дальше хотели не на баррикадах, а на профсоюзных собраниях.

Лешек Колаковский, выдающийся польский философ, который подобно Марксу тоже большую часть жизни прожил в Англии, в своем классическом труде «Основные течения марксизма» [Leszek Kolakowski Main Currents of Marxism, Norton], недавно переизданном, предлагает серьезный и непредвзятый подход к учению Маркса. Марксизм, по Колаковскому, заслуживает серьезного отношения не из-за его установочного положения о классовой борьбе (эта проблема обсуждалась за сотни лет до Маркса), не из-за пророчества о неизбежном падении капитализма и переходе к социализму под руководством пролетариата (это пророчество лопнуло, как мыльный пузырь), a из-за того, что марксизм представлял собой поистине уникальную и оригинальную смесь грандиозной романтической иллюзии и бескомпромиссного исторического детерминизма.

Этим и объясняется привлекательность марксизма. Он предложил объяснение того, какие механизмы движут миром, – законы экономики и классовых отношений. Он предложил идею, как мир должен быть переустроен, – новую этику человеческих отношений. Наконец, он предложил как бы неопровержимые доказательства того, что переустройство мира произойдет неизбежно. Вот это сочетание социально-экономических описаний, моральных предписаний и политических предсказаний и оказалось неотразимо соблазнительным.

В своем монументальном труде (в книге без малого 1300 страниц) Колаковский сравнительно немного внимания уделяет коммунизму, т.е. политическим партиям и режимам, основанным на идеологии марксизма. Его тема – эта идеология сама по себе. В частности, популярность этой идеологии в интеллектуальных кругах. А она остается популярной. В опросе, проведенном британским радио ВВС в прошлом году, большинство респондентов назвали Карла Маркса «величайшим философом всех времен». Он получил больше голосов, чем Сократ, Платон, Аристотель, Фома Аквинский и Кант вместе взятые.

Колаковский, который и сам начал свой жизненный путь под обаянием марксизма, называет три основные причины, почему марксизм так гипнотизирует, казалось бы, лучшие умы. Прежде всего их захватывает идейная универсальность марксизма. Ведь это учение предлагает объяснение вообще всего. А это очень соблазнительно для того, кто живет в мире идей, в мире интеллекта. Собственно говоря, этим прометейством был соблазнен и сам Маркс.

Во-вторых, это соблазн власти. Ведь в марксистской доктрине пролетариат возглавляется интеллектуальной верхушкой, партией, которую Антонио Грамши называл «органическим коллективным интеллектом». Марксизм обещает интеллектуалам, что они заменят собой старую аристократию, финансовую элиту, они будут контролировать историю.

Как известно, эти догматические фантазии на деле никогда не осуществлялись. И в России, и в Китае, и на Кубе коммунистическая интеллигенция очень скоро отодвигалась в сторону, а то и вовсе за колючую проволоку, а обществом начинала управлять в собственных интересах новая бюрократия. И тем не менее в каждом новом поколении интеллектуальной молодежи находятся те, кто соблазняется марксизмом.

Колаковский не без презрения дает еще одну причину привлекательности марксизма для этих людей. Он пишет: «Одна из причин популярности марксизма среди интеллигенции в том, что он очень легкодоступен; даже Сартр замечал, что марксисты ленивы… Марксизм предлагает вам ключ сразу ко всей истории и экономике, не требуя настоящего их изучения».

Как и многие до него, Колаковский считает, что марксизм под видом научного знания предлагает веру, но вера без Бога не ведет никуда. Или, вернее, ведет в направлении абсолютного зла. В своем недавнем эссе «Дьявол в истории» он пишет: «Дьявол – часть нашего непосредственного опыта. Наше поколение достаточно на него насмотрелось, чтобы принимать его всерьез».

XS
SM
MD
LG