Линки доступности

Индонезийские фермеры не сознают серьезности положения с вирусом птичьего гриппа


Индонезия принимает меры для сдерживания распространения смертоносного вируса птичьего гриппа среди людей и птиц. Сейчас в этой стране зарегистрировано больше летальных исходов, чем где бы то ни было в мире. Многие эксперты полагают, что Индонезии необходимо расширить усилия, направленные на борьбу с птичьим гриппом. Однако действия индонезийского правительства, предпринимаемые в этом направлении, подчас неадекватны из-за ограниченных ресурсов и сопротивления населения на местах.

Двести жителей отдаленного горного поселка Даири на севере Суматры собрались, чтобы обсудить появившиеся зловещие слухи. Руководитель районного совета Бупати Туманггор обратился к собравшимся: «Я могу подтвердить, что один из местных жителей госпитализирован по поводу птичьего гриппа. Результаты анализов выявили наличие вируса H5N1 у пяти кур. Чтобы предотвратить дальнейшее распространение вируса, завтра утром будет забита вся домашняя птица в радиусе одного километра».

Другие страны, которые поразил смертоносный вирус птичьего гриппа H5N1, такие, как Вьетнам и Таиланд, достигли значительно прогресса в сдерживании распространения инфекции благодаря массовому забою домашней птицы вскоре после выявления инфекционных вспышек.

В августе в Индонезии был зарегистрирован шестидесятый по счету случай птичьего гриппа у человека, 46 из которых закончились летально. Индонезия занимает первое место в мире по числу смертельных исходов от птичьего гриппа среди людей. По мнению некоторых ученых, частичной причиной столь крупного числа летальных исходов было нежелание местных властей провести массовый забой домашней птицы.

Бупати Тумангггор признает трудности, с которыми столкнулась Индонезия в процессе борьбы с птичьим гриппом. По его мнению, причина этих трудностей кроется в специфических особенностях географии этой страны. Индонезийцы проживают на семнадцати тысячах островов, и на каждом их них разводят домашнюю птицу. Причем жители островов, которым присущи разнообразные культурные традиции, как правило, сопротивляется распоряжениям центрального правительства.

«То, что нас критикуют другие страны – нормальное явление, – говорит Туманггор. – Однако некоторые из этих критиков, обвиняющих нас в многочисленных просчетах, не понимают, что представляет собой Индонезия. Информация, которую предлагают населению СМИ, в этой стране, как правило, ограничена. Но если взглянуть на полную картину, можно понять, насколько трудна поставленная перед нами задача. И мы делаем все возможное для ее выполнения».

Джон Уивер, советник по птичьему гриппу Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, помогающей Индонезии вести борьбу с птичьим гриппом, придерживается мнения, что Джакарта недостаточно интенсивно осуществляет программу массового забоя домашней птицы. В ряде случаев из-за отсутствия взаимопонимания между властями и местными жителями, уничтожается лишь от 30 до 40% птиц.

«Домашняя птица, которую выращивают крестьяне, очень ценна для них, так как они употребляют ее в пищу, продают и живут на вырученные деньги, – говорит Джон Уивер. – Поэтому им надо разъяснять ситуацию, делая упор на том, что стремление сохранить домашнюю птицу может обернуться в дальнейшем непоправимым уроном».

Компенсация крестьянам за уничтоженную домашнюю птицу обходится дорого, к тому же правительство может платить лишь половину рыночной стоимости. Жители некоторых деревень не хотят оповещать местные власти о вспышках птичьего гриппа или же прячут своих птиц накануне массового забоя.

Индонезийские власти считают высокую стоимость компенсации за уничтоженную домашнюю птицу одним из самых крупных препятствий на пути сдерживания вируса. Правительство утверждает, что при осуществлении программ сдерживания вируса птичьего гриппа компенсация крестьянам обойдется государству в 900 млн долларов на протяжении трех лет. Однако оно может позволить себе потратить на эти цели не более 150 млн долларов.

Пока что другие страны не оказали Индонезии финансовую помощь в борьбе с птичьим гриппом. Одна из причин этого связана с тем, что страны-доноры подробно интересуются, как именно правительство будет тратить предоставленные ему деньги. Однако индонезийское правительство пока отказывается подготовить план, касающийся этой проблемы.

В августе бюджет Индонезии на борьбу с распространением птичьего гриппа был сокращен с 57 до 46 млн миллионов долларов, что вызвало обеспокоенность среди международных доноров. По заявлению Всемирного банка, сокращение бюджета посылает им неверный сигнал. По мнению Джона Уивера, для того, чтобы Индонезия сумела осуществить контроль над распространением вируса птичьего гриппа, потребуется существенная помощь со стороны международных доноров.

«Мы не сможем быстро добиться этого, – говорит Уивер. – Нам потребуется программа не на год или два, а на пять – десять лет. Ее выполнение будет зависеть от наличия необходимых ресурсов, а также от обязательств властей по предоставлению этих ресурсах на местах. Однако без международной помощи Индонезия не сможет решить данную проблему».

Тем временем в поселке Даири полиция требует, чтобы жители принесли своих кур для забоя. Медики, облаченные в стерильные халаты с капюшонами и маски, проходят по поселку, уничтожая пойманных кур прямо на улице.
После их ухода жители сетуют по поводу своих потерь.

Индонезия объявила о планах расширения масштабов забоя домашней птицы и о проведении широкой разъяснительной кампании о птичьем гриппе по радио и телевидению. Смертоносный вирус H5N1 не может передаваться от человека к человеку, однако существуют опасения, что он может мутировать и в результате приобретет эту способность. Для того, чтобы произошла мутация, должна возрасти заболеваемость среди людей.

Вероятность эпидемии птичьего гриппа в Индонезии будет оставаться высокой до тех пор, пока около 300 миллионов кур будут находиться в непосредственной близости от людей. Однако пока что многие владельцы домашней птицы не отдают себе отчет в том, насколько высока степень риска заболевания.

XS
SM
MD
LG