Линки доступности

Обзор печати от 7 сентября 2006 г.


Туркменский газ… и лукойловская нефть. Итоги соглашения между «Газпромом» и Туркменией о новых условиях поставок туркменского газа комментирует «Уолл-стрит джорнэл». Газета видит два аспекта соглашения: во-первых, российские компании, по ее мнению, усиливают контроль за источниками энергосырья. Что же касается поступления природного газа из России в Европу, нынешней зимой благодаря этой сделке перебоев как будто бы не предвидится.

Газета напоминает предысторию конфликта. В июне президент Сапармурат Ниязов пригрозил прекратить поставки, если «Газпром» не согласится платить новую цену - 100 долларов за 1000 кубометров туркменского газа, а не 65, как было до тех пор. Несколько месяцев «Газпром» упрямился, но во вторник было подписано соглашение о поставках по новой цене 50 млрд кубометров газа в год в течение ближайших трех лет. «Для России дешевый туркменский газ имеет важное значение, – подчеркивает газета. – Он позволит ей выдержать условия компромиссного соглашения с Украиной и, кроме того, гарантирует, что Туркмения не будет продавать свой газ другим покупателям».

«По мнению экспертов, благодаря соглашению между «Газпромом» и Туркменией цена на газ, поставляемый Россией Украине, вряд ли существенно возрастет, – говорится в статье. – А это означает, что повторения казуса с прекращением поставок газа Украине в начале года ожидать не приходится. Как известно, этот казус породил беспокойство в Европе по поводу зависимости от России как поставщика энергоносителей».

«Для «Газпрома» сделка с Туркменией важна и с другой точки зрения: она означает, что изолируются потенциальные конкурентные проекты транспортировки газа из Центральной Азии – такие, например, как поддерживаемый Соединенными Штатами проект сооружения Транскаспийского газопровода обход России», – пишет «Уолл-стрит джорнэл».

Нефтяную тему продолжает «Интернэшнл геральд трибюн». Газета сообщает, что «Лукойл», крупнейший нефтепроизводитель в России, потратит в ближайшие десять лет сто миллиардов долларов, чтобы удвоить объем добычи и купить перегонные и очистительные заводы в Турции, Нидерландах, США, Казахстане, а также вернуться на промыслы в Ираке. На последнее направление – сбыт и покупка нефтяных объектов – из 100 миллиардов предполагается затратить 35.

При этом, как сообщает новостное бизнес-агентство Bloomberg News, материал которого перепечатывает газета, инвестиции «Лукойла» вдвое меньше тех, которые планирует американской «Эксон-Мобил». Восемнадцать процентов акций «Лукойла» принадлежат корпорации «Коноко-Филипс», роль государства в российской нефтяной промышленности растет, но западные аналитики не совсем понимают, как «Лукойл» собирается финансировать столь амбициозные инвестиционные планы. Разведанные запасы «Лукойла» сравнимы с разведанными запасами «Эксон-Мобил» – 19,7 млрд баррелей против 21,6 млрд. «Лукойл» исходит из того, что цены на нефть в Азии будут выше, чем в Европе, и ждет завершения строительства восточного трубопровода, по которому будет перекачиваться треть экспортируемой Россией нефти.

Инцидент в Бишкеке: что произошло с майором Метцгер? С базы ВВС США в столице Кыргызстана Бишкеке пропала во вторник майор Джилл Метцгер, поехавшая за покупками с товарищами. Ее назначение в Бишкек должно было закончиться в ближайшие дни, пишет корреспондент «Нью-Йорк таймс» в России С. Дж. Чиверс. Группа американцев зашла в ЦУМ, где они разошлись, договорившись снова встретиться в условленное время. Последний раз Метцгер видели в 16 часов 18 минут, о чем свидетельствует камера видеонаблюдения в магазине.

Антиамериканские настроения в Кыргызстане незаметны, отмечает корреспондент, и страна эта в принципе спокойная и открытая. Американское командование через телевидение и вебсайты обратилось к населению с просьбой содействовать поиску Метцгер.

Представитель МВД сообщил, что американский майор незадолго до исчезновения дважды разговаривала с кем-то в поселке под Бишкеком по сотовому телефону. В свою очередь, неизвестный человек дважды звонил ей на мобильный, когда ее уже не было в магазине, но она не ответила. Первый звонок был принят ее телефоном у автовокзала, второй – в одном из пригородов Бишкека. Вскоре после второго звонка телефон был отключен, пишет «Нью-Йорк таймс».

Обзор подготовили Евгений Аронов и Лео Стерн.

XS
SM
MD
LG