Линки доступности

«Наша цель – помочь Узбекистану найти свой путь»


На прошлой неделе состоялся визит помощника государственного секретаря США Ричарда Баучера в Узбекистан и Кыргызстан. После завершения визита г-н Баучер дал эксклюзивное интервью Русской службе «Голоса Америки».

Наджия Бадыкова: Г-н Баучер, многие обозреватели говорят, что после более чем года недружественных отношений между США и Узбекистаном появились сигналы того, что американская администрация и правительство Каримова начали диалог. После вашего визита в Узбекистан как вы охарактеризуете современные отношения между двумя странами?

Ричард Баучер: Во время своего визита я понял, что потенциал для сотрудничества в области обеспечения безопасности, экономики и даже политических реформ существует, и США хотят в дальнейшем играть роль в жизни Узбекистана. Но произошли некоторые события, из-за которых развивать отношения дальше очень сложно. Если правительство Узбекистана предпримет шаги к исправлению ситуации, то мы сделаем шаги навстречу ему.

Продолжительные дискуссии, которые мы имели в Узбекистане, убеждают меня, что во многих областях американо-узбекское сотрудничество возможно и желательно. Наша цель – помочь Узбекистану найти свой путь, помочь развитию страны, сделать ее более безопасной и независимой. Мы в Узбекистане не для того, чтобы насолить другим странам, и не для того, чтобы играть в игры, а для того, чтобы помочь Узбекистану укрепить свою независимость.

Н.Б.: Какие факторы будут важными для администрации Буша в определении дальнейшего курса отношений между США и Узбекистаном – права человека, демократические реформы, энергетическая безопасность, региональная безопасность?

Р.Б.: Мы не можем выбрать какой-то один аспект, это совокупность факторов. Мы хотим знать общее направление развития страны. Мы рады работать с правительством и его лидерами, при условии, что страна прогрессирует по направлению к независимости, экономическому сотрудничеству, политическим реформам. Так что для нас самое главное – чтобы мы могли там работать в нормальных условиях, так же, как и в любой другой стране. Мы находимся в стране, чтобы знакомиться с людьми, помогать им развиваться. Если нам это удается, мы можем попытаться чего-то добиться.

Н.Б.: Многие американские неправительственные организации были вынуждены покинуть Узбекистан под давлением министерства юстиции. Обсуждали ли вы этот вопрос с президентом Каримовым?

Р.Б.: Да, мы обсуждали этот вопрос. Когда я говорю о нормальной работе посольства и о возможности знакомиться с местным населением, работать с ним, я имею в виду возможность работать с НПО. Когда мы видим, как эти организации закрываются одна за другой, мы не можем нормально работать. Это ненормальная ситуация, когда правительство закрывает организации, которые просто стараются помочь фермерам получить воду, помочь людям иметь собственный голос и получить экономические возможности. Мы подняли этот вопрос и сказали, что для нас это важно.

Нам также важно знать, что случится с узбеками. Узбекское правительство закрыло тысячи узбекских НПО на основании каких-то подозрений. Каким образом местные общественные организации могут представлять угрозу государству – нам непонятно, но тем не менее их закрывают. В нормальных условиях люди могут формировать организации и выражать свое мнение. Мы надеемся, что мы увидим такой ход событий. Вопрос в том, в каком направлении будет двигаться Узбекистан. Если это будут шаги в положительном направлении, мы можем с ним сотрудничать.

Н.Б.: После вашего визита в Узбекистан и Кыргызстан ряд российских аналитиков писали, что США пытаются исправить свои ошибки, допущенные в прошлом, а также подрывают интересы России в регионе. Ваши комментарии?

Р.Б.: Я думаю, они не правы. Наше присутствие в Узбекистане не связано с геостратегическим соперничеством с другими державами. Мы очень ясно заявили, что в какие бы отношения эти страны ни вступали с Россией, Китаем, Европой, Турцией, Индией, с Севером, Югом, Западом, Востоком, мы их принимаем, поскольку они дают Центральной Азии выбор, делают ее более независимой. Международное сотрудничество в области борьбы с терроризмом или с наркотиками, в развитии экономики и энергоресурсов полезно для всех. Борьба с наркоторговлей в Узбекистане полезна для России, США, Европы и Китая, и, конечно, в первую очередь, для самого населения Узбекистана и всего региона.

Н.Б.: После ряда негативных событий, происшедших между Кыргызстаном и США, таких, как высылка американских дипломатов «за неуместные действия», как было официально заявлено, а также выдача узбекских беженцев Узбекистану, – как вы оцените современные отношения с Кыргызстаном?

Р.Б.: Мы сотрудничаем в разных областях: от обеспечения безопасности до развития экономики, от политических реформ до общественных проблем. У нас крепкие отношения с этой страной. Высылка дипломатов помешала отношениям. И, честно говоря, мы очень критично отнеслись к выдаче беженцев. Как я говорил во время своей поездки, мы не можем позволить, чтобы неправильная информация, ложные обвинения и неправильная интерпретация, распространяемая третьей стороной, мешала нашим отношениям. Такой информации верить не следует.

Конечно, мы знаем, откуда все это идет. Они жили в Советском Союзе, а мы работали с Советским Союзом и знаем, кто занимается такими вещами. Мы не можем позволить им разрушать наши отношения. И они это поняли. Нужно посмотреть, будут ли эти проблемы решены. Но пока у нас стабильные отношения с Кыргызстаном, и я уверен, что так и будет продолжаться.

XS
SM
MD
LG