Линки доступности

Российские ядерные арсеналы под угрозой


Прошло уже почти 15 лет с тех пор, как США развернули программу содействия России в обеспечению безопасности ее самого большого в мире арсенала ядерного оружия. Тем не менее, как предупреждают аналитики, работа в этом направлении продвигается крайне медленно. Тема безопасности ядерного арсенала России постепенно отдвигается на второй план двусторонней повестки дня, вследствие чего до сих пор более чем половина всех запасов российского ядерного оружия продолжает оставаться уязвимой для нападения террористов.

Эксперты сходятся во мнении, что одной из самых серьезных угроз мировой безопасности является вероятность теракта с использованием ядерного устройства в большом городе. Россия, располагающая арсеналом в 16 тысяч ядерных боеголовок и 600 тонн ядерных материалов, является наиболее вероятным источником компонентов для изготовления такого устройства. А ведь для того, чтобы сделать так называемую «грязную бомбу», нужно совсем немного ядерного материала.

Несмотря на международные усилия по укреплению охраны ядерного арсенала России, за последние годы сообщалось о нескольких десятках попыток контрабандного вывоза оттуда ядерных и радиоактивных материалов. Но пока удалось надежно защитить лишь часть российского арсенала, говорит старший советник Программы ограничения ядерной угрозы Роберт Берлс: «Россия располагает самыми большими в мире запасами материалов, достаточными, по некоторым оценкам, для изготовления от 40 до 80 тысяч ядерных бомб. Это огромный объем материала, который следует надежно охранять, и многое уже сделано, однако пока это составляет всего половину».

США тратят в год примерно полмиллиарда долларов на проекты Программы снижения угрозы. С начала 90-х годов США и Россия сотрудничали в уничтожении и дезактивации российского ядерного арсенала – ракет, стратегических бомбардировщиков и подводных лодок. Однако фактором риска являются также и российские ядерные реакторы: многие из них плохо охраняются и не в состоянии защититься от возможного нападения террористов.

«Это проблема глобального масштаба, – говорит Роберт Берлс. – Всего в мире существует примерно 128 исследовательских реакторов. Зачастую это малые реакторы научных институтов, которые располагают относительно небольшим количеством высокообогащенного урана. Однако такой уран можно так же легко использовать для изготовления ядерного оружия, как и материал, хранящийся в военном арсенале. Проблема здесь в том, что в большинстве случаев исследовательские реакторы плохо охраняются».

В 2002 году, после захвата в Москве боевиками театра на Дубровке, в котором находилось около 800 человек, выяснилось, что в их планы также входил захват находящегося в столице Института имени Курчатова, который располагает несколькими ядерными реакторами.

Однако, несмотря на существующую угрозу, российские военные все более активно уклоняются от сотрудничества с американцами, опасаясь, что такие инспекции дадут США доступ к секретам российского ядерного оружия. Ранее российские представители заявляли, что иностранцы никогда не будут допущены на два крупнейших российских завода по производству ядерного оружия, на которых находится четверть всех запасов высокообогащенного урана и плутония.

Сотрудница Фонда Карнеги за международный мир Роуз Гетемеллер считает, что за последние пять лет активный диалог между США и Россией об ограничении ядерной угрозы пошел на спад. «Наше оружие по-прежнему направлено на Россию, а российское – на нас, – говорит она. – Ядерные силы сторон развернуты так же, как и в годы «холодной войны», хотя, в отличие от прошлого, мы больше не воспринимаем друг друга как угрозу. Очень важно, чтобы в результате небрежности или ложной угрозы дело не дошло до ядерной катастрофы».

Эксперты полагают, что при нынешних темпах демонтажа российского ядерного арсенала для завершения работ потребуется еще 14 лет. Но поскольку никто не знает его истинные размеры, процесс может занять еще больше времени.

XS
SM
MD
LG