Линки доступности

Обзор печати от 15 августа 2006 г.


Все на продажу: ГУЛАГ для туристов. Вашингтонский интернет-дайджест Johnson’s Russia List поместил статью корреспондента агентства Ассошиэйтед пресс Антона Трояновского о предложении построить копию концлагеря сталинских времен для иностранных туристов – любителей острых ощущений. С этой идеей выступил мэр Воркуты Игорь Шпектор. Глава администрации города, который в свое время называли столицей ГУЛАГа, решил воссоздать в натуральную величину один из тамошних концлагерей в натуральном виде – со сторожевыми вышками, колючей проволокой, бараками для заключенных и сторожевыми овчарками, и помещать туда на несколько суток – за валюту – туристов-экстремалов.

Причем посетителям лагеря будет предложено испытать в полной мере режим, который был установлен для заключенных. «Правда, сюда не входит непосильный труд на шахтах при температуре минус 40 по Цельсию, на который были обречены более миллиона заключенных, прошедших через колымские лагеря, – комментирует автор корреспонденции. – Кроме того, по замыслу мэра, к услугам туристов, выдержавших в течение суток режим лагеря, затем будут предложены все удобства пятизвездного отеля».

«По мнению мэра-предпринимателя, осуществление данной идеи поможет сохранить память о том трагическом времени, и, кроме того, станет подспорьем для Воркуты, которую в постсоветский период покинули около 80 тысяч жителей. В настоящее время воркутинский мэр ищет инвесторов, готовых финансово поддержать его идею. Для начала строительства нового лагеря ГУЛАГа, по его расчетам, требуется не менее миллиона долларов. Бывшие сталинские лагеря были уничтожены, либо пришли в запустение, – напоминает автор статьи. – В отличие от таких бывших нацистских лагерей уничтожения, как Освенцим и Бухенвальд, где существуют мемориальные музеи, напоминающие об ужасах нацизма, российское общество осведомлено о лагерях очень слабо. Правозащитники восприняли идею создания копии лагеря ГУЛАГа для туристов как святотатство».

Автор приводит мнение одного из руководителей воркутинского филиала общества «Мемориал» Евгении Хайдаровой: она считает, что воркутинскому мэру следовало бы озаботиться сохранением памяти о реально существовавших сталинских лагерях.

Выживет ли каспийский осетр? О соглашении между пятью государствами, входящими в так называемую «Каспийскую конвенцию», об очистке акватории Каспийского моря пишет «Вашингтон таймс». В Конвенцию входят пять прикаспийских государств – Россия, Иран, Азербайджан, Казахстан и Туркмения. «Цель достигнутого соглашения заключается в том, чтобы прекратить загрязнение Каспия, сохранить его фауну, осуществлять мониторинг за изменение окружающей среды и предпринимать совместные меры в чрезвычайных ситуациях», – говорится в статье.

«Любителей икры это соглашение, возможно, порадует, – пишет газета. – На долю Каспийского моря приходится около 90% всей икры, поступающей на международный рынок. Однако каспийскому осетру грозит почти поголовное уничтожение в результате многих десятилетий хищнического лова и загрязнения биосреды». Газета напоминает, что добыча нефти на Каспии еще два года назад возросла до 1,9 млн баррелей в день.

ООН внесла каспийского осетра в список видов, находящихся на грани исчезновения, и в последнее время торговля черной икрой была резко ограничена. Продавать ее в ряде стран разрешено только по специальной лицензии. Заметка в «Вашингтон таймс» проиллюстрирована изображением баночки российской черной икры со специальной экспортной наклейкой, подтверждающей разрешение на продажу.

Владимир Набоков между бабочками и литературой. Недавно в Санкт-Петербурге прошла интересная выставка, посвященная русско-американскому писателю Владимиру Набокову, автору «Бледного огня», «Дара», «Приглашения на казнь» и других произведений. Правда, посвящена она была не литературному творчеству Набокова, а другой его страсти – изучению и коллекционированию бабочек. Выставку под названием «Код Набокова», посвященную Набокову-энтомологу и развернутую в доме-музее Набокова, подготовил 29-летний микробиолог Дмитрий Соколенко, пишет «Нью-Йорк таймс».

«С течением времени Набоков приобрел мировую славу, особенно после издания в 1955 году нашумевшего скандального романа «Лолита», сразу же ставшего бестселлером, – напоминает автор статьи Александр Осипович. – Но, кроме писательства, он всю жизнь страстно интересовался лепидоптерией: так называется раздел биологии, изучающий бабочек и чешуйчатокрылых насекомых. В отдельные периоды своей жизни Набоков уделял больше внимания этому своему второму увлечению. После переезда в Америку в 1940 году он в течение семи лет – с 1941-го по 1948-й – был куратором отдела бабочек в Музее сравнительной зоологии при Гарвардском университете. За это время Набоков реорганизовал музейную коллекцию и опубликовал несколько научных работ, заслуживших положительные отзывы специалистов».

«Организатор выставки Дмитрий Соколенко хотел подчеркнуть связь между произведениями Набокова и его научными занятиями. Он постарался сфотографировать бабочек, которых Набоков упоминает в своих произведениях и научных трудах, и на выставке эти фотографии были представлены рядом с соответствующими выдержками из произведений писателя. Перед открытием выставки эти же фотографии демонстрировались в кулуарах международной набоковской конференции во Франции», – говорится в статье в «Нью-Йорк таймс».

Скромность – девиз московской моды сезона. Дочернее издание «Нью-Йорк таймс» – «Интернэшнл геральд трибюн» напечатало заметки своей корреспондентки Норы Фитцджералд о московской летней моде нынешнего года. По мнению журналистки, московская мода отличается «вакханалией роскоши», но в нынешнем сезоне акцент делается на casual – «скромность и простоту». Рассказывая о том, как одевается сегодня московская модная молодежь, газета приводит и кое-какие интересные данные о российской одежной и косметической индустрии. Читатель узнает, что объем продаж на рынке косметики в России достигает пяти миллиардов долларов, а одежды – четырех миллиардов. «И рынок еще очень далек от насыщения», – пишет газета.

Обзор подготовил Лео Стерн.

XS
SM
MD
LG