Линки доступности

«Кадры насилия в Минске напоминают мне времена гонений на польскую «Солидарность»


Польское телевидение недавно показало фильм о прошедших в марте в Беларуси президентских выборах, в котором использовались видеоматериалы, снятые и вывезенные из страны зарубежными и белорусскими журналистами вопреки жестокой цензуре, введенной режимом Александра Лукашенко. Поделиться мнением о фильме Русская служба «Голоса Америки» попросила Майкла Шпорера, профессора университета штата Мэриленд, который в 80-е годы был советником профсоюза «Солидарность» по вопросам информации.

Майкл Шпорер: История происхождения этого фильма такова. Группа польских журналистов отправилась в Беларусь, чтобы освещать выборы. Однако неожиданно они оказались в кризисной ситуации. Естественно, они снимали все, что только возможно, однако большая часть их материалов была конфискована белорусским КГБ. Тем не менее журналистам удалось обхитрить кагэбистов и вывезти несколько пленок. На основе этих пленок и удалось сделать фильм, показанный в программе польского телевидения, специально посвященной Беларуси. То есть мы увидели лишь часть отснятых материалов, потому что многое было конфисковано.

Алекс Кэмпбелл: Избирательная компания в Беларуси в марте проходила в условиях жестокой цензуры. Что вам удалось узнать, просмотрев этот фильм, о том, как на самом деле проходили выборы?

М.Ш.: Прежде всего я бы отметил, что фильм был весьма объективен в том смысле, что в нем представлена точка зрения как сторонников Лукашенко, так и оппозиции. Журналисты опрашивали и тех и других о ходе избирательного процесса, как люди голосовали, кто лидировал на выборах, анализировали их итоги. Поэтому особенно странным выглядит та невероятно жестокая атака на тех, кто выступал против Лукашенко. Почему это было сделано?

В фильме есть кадры, которые совершенно ясно показывают нарушения избирательного процесса. Фильм начинается с показа заверений Лукашенко в том, что выборы будут честными, свободными и прозрачными в соответствии с Конституцией Беларуси, однако ничего из этого не было выполнено. Именно это и показывает фильм, то есть то, что выборы были фальсифицированы. Вместе с тем (и в фильме об этом говорится) даже если бы в избирательный процесс никто не вмешивался, Лукашенко все равно мог победить. Поэтому примененное режимом насилие и выглядит столь странно. Зачем надо было все это делать, жестоко избивать молодежь на улицах? Кадры насилия в Минске напоминают мне то насилие, что имело место во времена польской «Солидарности» в 80-ые. И все это фактически показывает истинную суть нынешнего белорусского режима как диктатуры, а не его сконструированный пропагандой Лукашенко фасад. Фильм развенчивает его как демагога.

А.К.: Так называемые президентские выборы закончилась, однако ситуация в Беларуси далека от стабильной. Каков ваш прогноз на будущее в этом геостратегически важном регионе?

М.Ш.: Удивительно, но приводится несколько сценариев возможного будущего, каким его видят участники манифестаций. Тут и румынский сценарий, и варианты польского сценария, и другие. На мой взгляд, возможен и такой: рано или поздно в дело вмешается президент Путин, потому что Россия не может не испытывать неловкость в связи с тем, что в Беларуси такой лидер. Подобный человек во главе государства должен быть неприемлем и для самой России. Поэтому возможно, что ситуация на рынке энергоносителей может привести к падению Лукашенко, и тогда в Беларуси состоятся новые выборы. Этого нельзя исключать. Это возможно, и кто знает – может, будет избран новый кандидат, и от президента Путина здесь многое зависит, и вполне вероятно, что им может стать, к примеру, социал-демократический кандидат.

Это позволит Беларуси продвинуться вперед на пути к демократии, даст надежду ее народу, потому что сегодня ситуация там просто выглядит безысходной. Народ во всем разочаровался. Я, как и многие другие, кто побывал в Беларуси, отмечаю, что на лицах белорусов часто можно видеть гнев. Гнев, вызванный разочарованием, тем, что их обманули и лишили всего. И это ужасное состояние для народа.

XS
SM
MD
LG