Линки доступности

Обзор печати от 10 августа 2006 г.


Оружие – Аргентине. «Не прошло и двух недель после того, как Россия разозлила Вашингтон сделкой на 3 миллиарда долларов по поставке истребителей и вертолетов президенту Венесуэлы Уго Чавесу, а уже стало известно, что она ведет переговоры о поставках вооружений в Аргентину». Так начинается заметка в «Вашингтон таймс» ее корреспондента Келли Херна. Второго августа российский посол Юрий Корчагин встретился с министром обороны Аргентины Нильдой Гарре, чтобы сообщить о готовности Москвы «открыть путь для военного и технического сотрудничества», говорится в заявлении министерства обороны Аргентины. Дополнительные детали аргентинский МИД раскрыть отказался. Ранее, 18 января и 17 апреля, Гарре уже встречалась с российским послом, которого сопровождал Александр Фомин, заместитель председателя Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству.

Ведущая аргентинская газета «Насьон» сообщила, что на первых встречах российские чиновники озвучили идею обмена аргентинской говядины (ее крупнейшим импортером является Россия) на военные вертолеты и бронированные патрульные катера. Аргентина уже несколько лет вынашивает идею закупки боевых вертолетов, но экономический кризис 2001-02 годов подорвал эти планы, и то, что в прошлом году Венесуэла выкупила долг Аргентины Всемирному Банку, не слишком-то облегчило бремя. «Однако Чавес и левый президент Аргентины Нестор Кирчнер в последнее время углубили свои отношения новыми энергетическими сделками и совместными усилиями по созданию Южноамериканского Банка развития, который смог бы конкурировать с международными кредиторами», – пишет американский журналист. «Аргентина в последние годы имела низкий уровень военных закупок, в числе прочих причин – из-за экономической ситуации», – сказала Гарре российскому послу.

«США уже озвучили свою обеспокоенность поставками российских вооружений в Венесуэлу, президент которой использует нефтяное богатство страны для противодействия американскому влиянию в регионе, – говорится далее в статье. – В пятницу правительство США ввело санкции против семи военных компаний Кубы, Индии, Северной Кореи и России, включая московскую государственную компанию по производству военной авиатехники «Сухой» и государственную экспортную структуру «Рособоронэкспорт». По словам Вашингтона, санкции, которые будут действовать до 28 июля 2008 года, были введены из-за передачи военных технологий Ирану. Однако российские СМИ связывают санкции с гневом Вашингтона по поводу сделки «Рособоронэкспорта» с Чавесом, о которой было объявлено 27 июля».

«Эта сделка, – продолжает автор, – включает поставку 24 российских истребителей «Су-30» и 53 вертолетов. Венесуэла, сама ставшая объектом американского военного эмбарго в мае, также заключила контракт на приобретение ста тысяч российских автоматов AK-103 для наращивания военной мощи, которую американские чиновники называют непропорциональной и неоправданной. В июле Стокгольмский международный институт исследований мира сообщил, что военные закупки в Латинской Америке и Карибском бассейне в 2005 году выросли на 7,2%. В докладе подчеркивается, что Венесуэла занимает третье место по росту закупок после Бразилии и Чили. Чавес педалирует идею объединения вооруженных сил пяти стран Латинской Америки, образующих торгово-экономический блок МЕРКОСУР. «Мы собираемся приобрести самую современную систему ПРО, – сказал Чавес. – Мы намерены вооружить Венесуэлу». Он сообщил, что видел компоненты такой системы во время своих визитов в Россию, Белоруссию и Иран в конце прошлого месяца», – пишет Келли Херн в газете «Вашингтон таймс».

Эхо «холодной войны». Газета «Интернешнл геральд трибюн» напечатала статью, присланную из Москвы ее корреспондентом Стивеном Ли Майерсом, в которой он рассказывает о завершившемся судебном разбирательстве дела о шпионаже полковника ГРУ в запасе 55-летнего Сергея Скрипаля. Он получил тринадцать лет лишения свободы. Осужденный признался в том, что передавал британской разведке государственные секреты на протяжении почти десяти лет. «Дело Скрипаля – последнее в серии шпионских скандалов, отсылающих наблюдателей ко временам «холодной войны», – отмечает Майерс.

Журналист напоминает читателям об арестах в России ученых, сотрудничавших с иностранными коллегами, в частности, Игоря Сутягина, и о якобы раскрытом в январе случае шпионажа на Британию российских неправительственных организаций. Не уточняется, какую информацию Скрипаль передавал англичанам, равно как и не представлено объяснений, почему делу была дана огласка только по завершении суда, хотя арестован шпион был в декабре 2004 года.

«Урон, который он нам нанес, не может быть измерен в рублях или в чем-либо еще», – приводит Майерс слова нового главного военного прокурора Сергея Фридинского. Прокурор просил пятнадцать лет, но суд принял во внимание сотрудничество подсудимого со следствием. Скрипаль уволился в запас в 1999 году, но и после этого, согласно обвинению, продолжал работать на Британию, которая платила ему за имена российских агентов, внедренных на Запад. В общей сложности осужденный получил за свои услуги около ста тысяч долларов.

Срок за мониторинг. Другой материал Стивена Ли Майерса, но уже не о России, а о Беларуси, опубликовала «Нью-Йорк таймс». Автор пишет о завершении процесса над четырьмя белорусами, которые должны были наблюдать за ходом мартовских выборов президента республики; их арест дал старт широкой кампании репрессий, развернутой Александром Лукашенко. В частности, в июле организатор апрельского протестного митинга Александр Козулин получил срок в пять с половиной лет.

Имена тех, кто были осуждены в пятницу, – Николай Астрейко, Тимофей Дранчук, Александр Шалайко и Энира Броницкая. Они принадлежали к финансируемой Соединенными Штатами незарегистрированной организации «Партнерство». Формально по этой причине они были приговорены к различным срокам заключения от полугода до двух лет. Однако еще накануне выборов шеф белорусской госбезопасности публично обвинил их в заговоре, направленном на насильственное свержение правительства. Те же намерения главный белорусский чекист вменил американским спонсорам организации.

«Лидер оппозиции Александр Милинкевич, сам побывавший в лукашенковских застенках, осудил приговор, вынесенный членам «Партнерства», как политическую расправу над теми, кто лишь стремился обеспечить подотчетность органов избирательной системы своей страны, – говорится в статье. – Организация «Партнерство» приобрела известность как учредитель мониторинга парламентских выборов 2004 года и состоявшегося в том же году референдума о продлении срока президентских полномочий Лукашенко. Арест вышеназванных лиц фактически свел на нет попытки оппозиции провести мониторинг мартовского голосования. Министр иностранных дел Бельгии и нынешний председатель ОБСЕ Карел де Гюхт подверг критике приговоры белорусской четверке, заявив: «На мой взгляд, ошибочно пополнять и без того обширный список лиц в Беларуси, осужденных по политическим мотивам».

«США и Европа ввели санкции в отношении режима Лукашенко, но, учитывая поддержку, которую он получает от Москвы и лично от Владимира Путина, меры эти большого влияния на Минск не оказывают. Тем не менее заместитель помощника госсекретаря США Дэвид Кремер не исключает возможности введения санкций в отношении лиц, причастных к осуждению четверки», – говорится в статье «Нью-Йорк таймс».

Обзор подготовил Евгений Аронов.

XS
SM
MD
LG