Линки доступности

Закончилась конференция по урегулированию ливано-израильского конфликта


В Риме завершилась международная конференция по урегулированию ливано-израильского конфликта. В работе форума приняли участие министры иностранных дел пятнадцати стран, включая США и Россию, а также премьер-министр Ливана Фуад Синьора, генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, представитель ЕС по внешней политике Хавьер Солана, руководители Арабской Лиги, глава Всемирного Банка Пол Вулфовиц… Правда, три страны, прямо или косвенно вовлеченные в конфликт, – Израиль, Сирия и Иран, – во встрече не участвовали.

Итог переговоров неоднозначен: все участники конференции согласны с тем, что кровопролитие необходимо прекратить, но как это конкретно сделать, и даже кто виноват в возникновении конфликта, – по этим вопросам позиции резко расходятся.

Выступая перед журналистами по итогам конференции, государственный секретарь США Кондолиза Райс возложила на Сирию часть ответственности за невыполнение резолюции Совета Безопасности ООН № 1559, предписывающей разоружение «Хезболлы» и размещение ливанской армии вдоль ливано-израильской границы. Именно в этом, по ее мнению, кроются истоки нынешнего конфликта. Поэтому разоружение «Хезболлы» г-жа Райс выдвинула в качестве необходимого предварительного условия заключения перемирия.

«Мы не можем вернуться к статус кво, существовавшему прежде, – заявила госсекретарь. – Мы должны продолжать работу над тем, чтобы как можно скорее прекратить кровопролитие, на сей раз на стабильном и устойчивом основании». Глава американского внешнеполитического ведомства также выразила глубокую озабоченностью ролью Ирана в конфликте.

Но с этой позицией согласны далеко не все участники конференции. Премьер-министр Ливана Фуад Синьора потребовал немедленного прекращения огня и немедленного вывода израильских войск с так называемых «ферм Шебаа», которые он назвал «оккупированной ливанской территорией».

Его поддерживает Генеральный Секретарь ООН Кофи Аннан, который пообещал обратиться в Совет Безопасности ООН с просьбой вмешаться в ситуацию в Ливане. Аннан считает необходимым условием урегулирования кризиса распространение контроля регулярной армии Ливана на южные районы страны. Однако как этого добиться без разоружения «Хезболлы», глава ООН не уточнил.

Не удалось прийти к соглашению и о возможном вводе в зону конфликта международных сил. Мнения разделились как в отношении того, кто должен возглавлять эти силы (НАТО или ООН), так и их численности и условий дислокации. Некоторые участники конференции считают, что стабилизационные силы должны занять свои позиции на юге Ливана в самое ближайшее время. Но Франция полагает, что размещение возможно только после разоружения «Хезболлы», прекращения военных действий и политического соглашения между сторонами конфликта, – что, по мнению обозревателей, в принципе делает подобный план утопическим.

Было выработано общее мнение по вопросам оказания гуманитарной помощи Ливану и последующего содействия в реконструкции страны. Однако и эти договоренности не могут быть воплощены в жизнь до момента прекращения огня в регионе. В результате в итоговом документе содержатся лишь общие формулировки и призывы к обеим сторонам прекратить насилие.

Следует ли считать, что конференция провалилась? Государственный секретарь США Кондолиза Райс ответила на этот вопрос уклончиво: «Мы должны действовать эффективно. Это означает, что мы должны выработать такой план, который на практике создаст условия для длительного прекращения огня. Нам придется очень и очень напряженно потрудиться, чтобы добиться этого. Я считаю, что в заключительной декларации содержится многое из того, что поможет нам положить конец кровопролитию».

Израиль, со своей стороны, намерен установить на юге Ливана буферную зону безопасности, которая будет существовать до появления там стабилизационных сил.

XS
SM
MD
LG