Линки доступности

Обзор печати от 21 июля 2006 г.


Басаев и пустота. О награждении президентом Путиным группы сотрудников ФСБ за участие в операции по уничтожению чеченского «террориста №1» Шамиля Басаева информирует читателей газета «Нью-Йорк таймс». «Церемония награждения была закрыта для прессы, – сообщает из Москвы корреспондент газеты С.Дж. Чиверс. – Между тем обстоятельства гибели организатора захвата бесланской школы, театра на Дубровке и других крупнейших терактов по-прежнему окружены секретностью и породили массу слухов и домыслов. Это последняя по времени тайна российской общественной жизни».

«Никто не ставит под сомнение сам факт гибели Шамиля Басаева, – говорится в статье. – Однако сведения о том, каким образом и когда он был убит, весьма противоречивы. Возникновению различных версий с самого начала способствовали путаные официальные сообщения, обстановка секретности и противоречащие одно другому заявления властей, сепаратистов и информация в российских СМИ. Официальная версия гласит, что агенты ФСБ взорвали Басаева в Ингушетии, когда он вышел из машины. По версии сепаратистов, их лидер погиб в результате случайного взрыва автомашины с грузом боеприпасов».

«Разноречивая информация об обстоятельствах гибели Басаева, недавно назначенного вице-президентом Ичкерии, циркулирует и в российских СМИ, – отмечает газета. – В первом сообщении по российскому телевидению говорилось, что Шамиль Басаев был поражен специальной ракетой после того, как был запеленгован его мобильный телефон. Газета «Коммерсантъ» распространила версию, согласно которой с Басаевым покончили его соперники-дагестанцы. Существует и еще одна теория: Басаева действительно убили агенты ФСБ, но не 10 июля, как было официально объявлено, а несколько недель назад. После чего была проведена специальная пиар-операция, приуроченная к открытию санкт-петербургского саммита».

«Теории заговоров в России в большом ходу. Часть населения, воспитанного на многолетней советской пропаганде, а затем на информации подконтрольного олигархам и государству телевидения, заражена глубоким скептицизмом и не прочь изобретать свои собственные или альтернативные версии происходящего», – резюмирует «Нью-Йорк таймс».

ЮКОС: предсмертная агония. Президент нефтяной компании ЮКОС американец Стивен Тиди подал в отставку. По мнению газеты «Интернэшнл геральд трибюн», это предвещает ликвидацию компании, созданной находящимся в заключении экс-олигархом Михаилом Ходорковским, в самом недалеком будущем. В своем письме членам Совета директоров ЮКОСа Стивен Тиди пишет, что в его распоряжении не осталось средств, чтобы предотвратить гибель компании.

«Письмо Тиди было опубликовано за несколько часов перед тем, как должны были начаться слушания о банкротстве ЮКОСа, – говорится в сообщении. – После опубликования письма они были отложены до 1 августа. Сам президент компании назвал их «комедией». Методы, с помощью которых российские власти захватили эту частную компанию, Стивен Тиди охарактеризовал как «экспроприацию в стиле XXI века. Одновременно он подверг критике и консорциум западных банков. По его словам, в результате совместных действий консорциума и «Роснефти» ЮКОС был загнан в угол. Уход Тиди с поста президента, – считает «Интернэшнл геральд трибюн», – означает, что давно предрекавшаяся гибель ЮКОСа стала неизбежной».

Саратов между Востоком и Западом. Саратов и техасский Даллас – города-побратимы. В канун санкт-петербургского саммита «Большой восьмерки» в Саратове побывал корреспондент газеты «Даллас морнинг ньюс» Тодд Гилман. Его заметки о визите в город на Волге начинаются так: «В одном российском городе считают, что демократия – это игра на выносливость. По мнению многих его жителей, США игнорируют успехи, достигнутые за последние пятнадцать лет».

«Если смотреть с Запада, Россия находится на распутье, – пишет автор. – Американо-российские отношения достигли самой низкой точки за все время после окончания «холодной войны». Большие надежды на торжество демократии и капитализма в России не оправдались».

«Однако, по мнению многих россиян, те, кто придерживается такой критической точки зрения, игнорируют огромные перемены, произошедшие всего за пятнадцать лет со времени краха коммунизма, – говорится далее в статье. – После распада СССР в этом волжском городе тысячи людей, работавших на оборонных заводах, были вынуждены изыскивать способы борьбы за существование в новых экономических условиях. Пенсионеры торговали на улицах всякими мелочами и семечками, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Между тем в городе вырос класс предпринимателей. Саратовской молодежи сегодня не приходится сталкиваться с лишениями, которые пришлось пережить их родителям. И если ради этого надо пожертвовать некоторыми атрибутами более демократически развитых государств, то многие саратовцы готовы примириться с этим».

Во время прогулок по Саратову внимание корреспондента далласской газеты обратил на себя огромный памятник основателю ЧК Феликсу Дзержинскому у городского вокзала. «Статуи Ленина по-прежнему красуются во многих российских городах, но увидеть памятник основателю тайной полиции, который после революции отправил на смерть полмиллиона человек, было неожиданностью, – пишет Тодд Гилман. – Впрочем, прохожие почти не обращают на памятник внимания».

Упоминает корреспондент «Даллас морнинг ньюс» и об одной из примет новой постсоветской эпохи – кафе под названием «Ист-Вест» и ее владельце, крупном саратовском бизнесмене Александре Благодарове. Кафе декорировано наполовину в венском, наполовину в турецком стиле. «Российская цивилизация находится между Западом и Востоком, – заметил собеседник журналиста. – И люди не могут определить, каким путем идти. Эта пропасть очень глубока».

Обзор подготовил Лео Стерн.

XS
SM
MD
LG