Линки доступности

Почему сорвались переговоры о вступлении России в ВТО? Мнение эксперта


Уже двенадцать лет Россия добивается вступления во Всемирную Торговую организацию. Согласие на вступление России в ВТО дали все страны, кроме США. Предполагалось, что накануне саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге американская и российская стороны достигнут окончательной договоренности по этому вопросу. Но этого не произошло.

О том, с чем это связано и что сулит России членство в ВТО, рассказал в интервью Русской службе «Голоса Америки» академик РАН Владимир Квинт, профессор кафедры международного бизнеса Американского университета в Вашингтоне.

Владимир Квинт: Процесс вступления любой страны во Всемирную Торговую Организацию принципиально отличается от вступления в любую другую международную организацию. Например, Россия решила вступить во Всемирный Банк: достаточно подписать свои обязательства по исполнению устава. Для ВТО этого недостаточно. Надо понимать, что Всемирная Торговая Организация – это громадный клуб, в котором сегодня состоят 150 государств. И при вступлении в этот клуб важно не только принять на себя обязательства соблюдения устава и правил ВТО, но и согласовать свое участие абсолютно с каждым членом этой организации. То есть чем позже страна вступает, тем труднее согласовывают.

Ирина Келнер: Но ведь Россия договорилась практически со всеми странами-участниками ВТО, за исключением Соединенных Штатов?

В.К.: Это почти правильно. Дело в том, что есть определенный период отзыва подписей. Например, Грузия сейчас угрожает, что она может отозвать. Любая страна может отозвать до окончательного аккорда о вступлении страны во Всемирную Торговую Организацию, то есть до момента, когда подписан полный пакет документов и страна формально подписала согласие о строгом соблюдении устава Всемирной Торговой Организации.

Поэтому, вы правы, осталась Америка, но это самое главное. Например, не так трудно подписать соглашение со страной, даже большой, например с Аргентиной. У России и Аргентины мало пересекающихся экономических интересов. У России и Америки – очень много.

Но главная проблема, главный барьер на пути России во Всемирную Торговую Организацию – это российские лоббисты и интересы российских монополий. И это началось отнюдь не при Путине, а очень давно. Я еще помню, как за несколько дней до ухода в отставку тогдашний исполняющий обязанности премьер-министра России Гайдар взял и подписал (по-моему, 11 ноября 1992 года) распоряжение о том, что иностранные страховые компании не имеют права самостоятельно действовать на российском рынке, и даже в совместных предприятиях не имеют права иметь больше 49%. Таким образом, он пошел явно на поводу, удовлетворяя интересы страховых российских компаний – малоопытных, представляющих плохие услуги российскому населению по страшно дорогим ценам.

Вступление России во Всемирную Торговую Организацию – это удар по российским монополиям и огромная польза российскому населению. Улучшится качество услуг, и улучшатся продукты, которые появятся на российском рынке.

И.К.: Эти продукты будут более конкурентоспособными, чем российские товары?

В.К.: Конечно. Понимаете, что происходит: российский рынок становится более открытым, увеличивается надежность действий иностранных инвесторов и иностранных продавцов на российском рынке, и таким образом у населения России появится больший выбор. Но не надо думать, что цена товаров возрастет: цена товаров упадет. Цена услуг точно упадет.

Особенно выиграет население в сфере медицинского обслуживания, фармацевтики. Российские фармацевтические товары уступают значительно по качеству в сравнении с американскими или европейскими фармацевтическими продуктами, и многие из них небезопасны для здоровья. В результате, естественно, давление фармацевтических лоббистов, коррупция с их стороны, коррумпирование с их стороны российских бюрократов удивительно сильно.

Все это вступление России во Всемирную Торговую Организацию принесет россиянам. Я вот вам хочу еще привести цифру, что цены приблизительно упадут – в зависимости от индустрии, не во всех индустриях, но во многих – и в среднем от 20 до 30%, на многие товары и услуги в России, для населения.

И.К.: Помимо действий лоббистов, что препятствует вступлению России во Всемирную Торговую Организацию? Есть несколько спорных вопросов: о пиратстве, об интеллектуальной собственности и о работе банков и страховых компаний. Но, насколько я знаю, о страховых компаниях буквально накануне саммита велись очень интенсивные переговоры, и вопрос об их работе был урегулирован. Им разрешили открыть свои филиалы на территории Российской Федерации. Но это не касается банков…

В.К.: Во-первых, начнем по порядку. Действительно многие проблемы удалось снять в последние дни перед саммитом. В конце июня – начале июля многие проблемы удалось снять с повестки дня. В том числе, насколько я знаю, и по страховым компаниям, и по интеллектуальной собственности.

Я вам объясню, почему это удалось. Когда страна (например, Китай) окончательно принята в ВТО, это абсолютно не значит, что с первого дня вступления она строго выполняет все взятые на себя обязательства как полноправный член. Нет, есть определенный график приведения условий функционирования национальных предприятий, национальных отраслей промышленности и экономики сервисов, в соответствие с требованиями Всемирной Торговой Организации. Это не происходит за одну ночь или за один день. Идет процесс приведения. И аппарат ВТО должен проверять график выполнения взятых на себя обязательств. Но это совсем не значит, что страна все соблюдает. Например, Китай не выполняет почти никаких взятых на себя обязательств, но продолжает пользоваться всеми преимуществами, которые он получил после вступления во Всемирную Торговую Организацию.

Я не хочу сказать, что Россия будет не выполнять взятые на себя обязательства. Россия, кстати, обязательный игрок. Но такая возможность есть. Но главное – важно понять, что остается время и есть определенный график для приведения российской экономической реалии в соответствии с требованием. Но с другой стороны, я вам приведу один пример, просто смехотворный, говорящий о том, насколько несерьезно и по-бюрократически люди, ответственные за переговорный процесс с ВТО, относятся к членству России в ней. Например, 29 июня министр экономики Греф подписывает приказ о том, что надо выделить три миллиона рублей (смехотворные деньги, это меньше ста тысяч долларов, ни один бюрократ министерства экономики на эти деньги квартиру не купит) на проведение исследования о том, чем полезно и полезно ли вообще вступление России в ВТО. Опубликовано это распоряжение только 17 июля. Как же так? Столько лет, двенадцать с половиной лет усилий, и только начали исследовать?

Это первый вопрос. Второй: конечно же, это не так. Есть определенные исследования Российской Академии наук, российской Торговой Палаты, но надо сказать, что бюрократы вообще в последние годы игнорируют глубокие исследования Российской Академии наук. Это очень важно подчеркнуть. А во-вторых, нужно понимать, что действительно Россия не информирует людей в полной мере, что же им даст, обычным людям, гражданам, потребителям, членство в торговых организациях. Очень многое!

А вот для компаний российских это вопрос неоднозначный. Возрастет конкуренция во многих сферах. Многие сферы выиграют, кстати говоря, от сотрудничества, увеличится процесс инвестиций. А многие проиграют. Например, надо задуматься будет мебельной промышленности, медицине, фармацевтике. С другой стороны, явно снизится в цене обслуживание автомобилей, будут более дешевые масла поступать в Россию. Возрастет неимоверно число супермаркетов, больших магазинов.

Но главное, самое главное, где выиграет российский потребитель, – это банки. Например, американский банк приходит в Россию. По законодательству США размер гарантированного вклада в случае, например, банкротства банка – до 100 тысяч долларов. Таких гарантий российское законодательство пока не дает. Кроме того, сам уровень работы, опыт американских банков, или ведущих европейских банков, представят другие услуги. Но надо понимать и то, что России важно развивать свой сектор. Поэтому я бы сказал так: если бы Россия вступила во Всемирную Торговую Организацию в 1995 году, банковский сектор России был бы иностранным.

Сегодня Россия достигла почти во всех сферах определенной степени экономической зрелости. Почему сорвались переговоры? Я думаю, прежде всего, потому что кому-то до сих пор в России не невыгодно немедленное вступление России во Всемирную торговую организацию.

XS
SM
MD
LG