Русская служба «Голоса Америки» получила много откликов наших слушателей на саммит «Большой восьмерки». Очень интересное письмо прислали жильцы общежития на Московском проспекте в Санкт-Петербурге. Они пишут: «…Удивляет своими речами на саммите G8 и президент США Буш. Оказывается, в России строится так называемая «русская демократия». Вчерашние комсомольцы и коммунисты за пятнадцать лет прошли путь, которым американцы идут двести лет, а французы триста. Мы думаем, что нет «русской» или «американской» демократии. Она либо есть, либо ее нет».
Вот такое мнение. Между тем и в Кремле у этой точки зрения очень много сторонников. Утверждают, что у России и у Запада – единые цели, единые идеалы, они в принципе ничем друг от друга не отличаются… Мы попросили прокомментировать это высказывание сотрудника Гудзоновского института Дэвида Саттера.
Дэвид Саттер: Поражает здравый смысл людей, которые это написали. Именно этот аргумент всегда используют как оправдание отсутствия демократии в России – что в России долго строят, что демократия долго строится, что нельзя сделать все сразу… На самом деле исторически демократия либо строится, либо не строится. В Америке демократическая система установилась даже раньше, чем было создано независимое государство. Такие традиции – они либо существуют, либо их создают, либо они не существуют вообще. Но говорить, что это процесс, который длится двести лет, – это абсурд. Этого не может быть. В России баланс между государством и индивидуумом разрушен, государство доминирует с помощью разных идей, очень часто совершенно разрушительных.
Поэтому я думаю, что хотя Россия – это часть христианского мира, мы не можем говорить, что Россия – это часть Запада, до тех пор, пока в России не будет признано, что личность имеет ценность, что у человека есть права, что государство не имеет права делать с ним все, что хочет. Только тогда мы сможем обоснованно заявить, что Россия является частью Запада.
Инна Дубинская: Многие неправительственные организации рассчитывали, что это или примерно это скажет президент Буш публично в Константиновском дворце, во время встречи с прессой или при других обстоятельствах. И президент Буш, в общем, сделал реверанс в сторону НПО России, встретившись с ними, выслушав их. Но публично он не высказал никаких упреков в адрес властей. Он никак не поддержал демократические силы России, гражданское общество России. Как вы это расцениваете?
Д.С.: Ну, это очевидно для всех, кто хочет демократического будущего для России: фактически Буш своим молчанием подкрепил тенденцию к авторитарному правлению в России. По сути дела, единственный способ настоять на том, чтобы Россия соблюдала демократические нормы, – заявить об этом публично. Он это не сделал. А тот факт, что он что-то сказал Путину один на один, не имеет никакого значения. И российские власти это примут во внимание: значит, они могут пойти дальше в создании авторитарного государства в России, не встречая серьезных возражений со стороны Запада, без осуждения со стороны внешнего мира, чего они все-таки не хотят и чего боятся.