Линки доступности

Итоги визита Дональда Рамсфелда в Центральную Азию


На прошлой неделе состоялся визит министра обороны США Дональда Рамсфелда в Центральную Азию. Визит был связан с относительным ухудшением ситуации на юге Афганистана: там активизировались деструктивные силы. Министр посетил Афганистан и Таджикистан. По прибытии в Душанбе глава Пентагона признал, что зависимость США от базы в Кыргызстане – единственной базы в этом регионе – дает повод для серьезного беспокойства. Договоренность о продлении договора по использованию Соединенными Штатами военной базы в Кыргызстане была достигнута 14 июля.

После встречи с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоновым министр обороны США заявил, что Соединенные Штаты не намерены расширять военное присутствие в регионе. В то же время Рамсфелд указал на необходимость иметь надежные воздушные коридоры для оказания помощи Афганистану в борьбе с террористической угрозой.

Комментируя этот визит, ряд экспертов сошлись на том, что вопрос об американских базах в Таджикистане все же обсуждался, но договориться не удалось. Однако Ариэль Коэн, эксперт из американского фонда «Наследие», не столь пессимистичен: «Поскольку Рамсфелд говорит, что США не намерены расширять военные базы, то, скорее всего, пока они не договорились, но диалог будет продолжаться. Наверно, идет какой-то торг – сколько США за такую базу могут предложить. А может быть, такая база будет там размещена под другим флагом, например, под индийским. И это будет сотрудничество между США и Индией. Я такой вариант тоже допускаю».

Некоторые эксперты полагают, что на Таджикистан оказывает давление Россия, а членство Таджикистана в ШОС и в Организации Договора коллективной безопасности в рамках СНГ не допускает присутствия на его территории американских баз.

Ариэль Коэн предполагает, что события будут развиваться по модели присутствия Соединенных Штатов в Кыргызстане, а именно: США дают гарантию, что их базы работают только на Афганистан, оттуда не будут делаться разведполеты и там не будут размещены никакие ударные силы. Ведь главный вопрос в том, будет ли это угроза для России и Китая, и если такой угрозы нет и США это гарантируют, тогда Россия может дать отмашку.

А как насчет Туркменистана? Эта страна не входит ни в какие союзы. Может ли Туркменистан быть страной, где возможно размещение американских баз, что облегчило бы для США борьбу с терроризмом?

«Официально Соединенные Штаты не занимаются военным сотрудничеством с Туркменистаном – считает Ариэль Коэн. – Имеются очень серьезные вопросы по характеру режима в Туркменистане. Безусловно, геополитическое расположение Туркменистана в регионе таково, что преимущества пребывания там американской военной базы очевидны. Но, мне кажется, что без серьезного кризиса в американо-иранских отношениях такой вариант пока не рассматривается».

В ходе визита поднимался вопрос о возрастающем потоке наркотиков из Афганистана. Министр обороны США сказал, что покончить с этой проблемой возможно только путем объединения усилий правительств Афганистана, России и стран западной Европы. Но пока этого нет. В чем проблема?

«Тут есть несколько моментов, – продолжает Ариэль Коэн. – Первый момент – отсутствие энтузиазма в странах Центральной Азии: ведь речь идет об очень больших объемах, о миллиардах долларов, и там, в регионе, остаются десятки… То есть публично говорить можно все что угодно, а реально, если какие-то чиновники встроены в наркотрафик, то они будут всячески сопротивляться любым попыткам разрушить этот бизнес. С другой стороны, и у самих союзников внутри Афганистана возникает вопрос: если они уничтожат посевы мака и лаборатории, то при отсутствии других источников существования не пойдут ли афганцы к тем же талибам?»

XS
SM
MD
LG