Линки доступности

Что знают россияне о предстоящем саммите? Результаты опроса в Санкт-Петербурге


Накануне саммита глав государств «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге были проведены социологические исследования об отношении горожан к этому событию. Агентство социальной информации (сокращенно АСИ) провело социологический опрос среди петербуржцев. «Определенный уровень информированности есть, – констатирует научный руководитель АСИ Роман Могилевский. – В частности, «Знаю много» и «Знаю что-то» ответили примерно двое из десятка человек. Все-таки основная позиция – «Что-то слышал»… Пожалуй, главное, что известно – то, что это неформальный инструмент для обсуждения и выработки решения глобальных проблем».

Многие из опрошенных ссылались на явный недостаток информации относительно истории создания клуба G8, а также его задач и полномочий. Такой вакуум в познаниях сказывается и в вопросе о том, какие страны, по мнению петербуржцев, входят в неформальный клуб экономически развитых демократий? Уличный опрос в центре города выявил следующие мнения: «США, Германия, Италия, Франция, Англия. Испания, конечно…». «Наверно, Япония… Точно я сейчас не вспомню. Я сейчас мыслю не совсем о том». «Скорее всего, Корея Южная… Вот с Северной они теперь драться, наверно, будут». «Наверно, Австрия, но сомневаюсь. Наверно, Португалия, но сомневаюсь. Ну, Россия, конечно». «Не знаю, как насчет стран Скандинавии – Швеции, Финляндии, Норвегии». «Наверно, Голландия, Бельгия». «Китай… Может, кого-то забыла».

Ничего удивительного в этом нет, считают петербургские социологи. Горожанам бывает нелегко отследить, какая часть международной информации относится к саммиту «Большой восьмерки», какая – к дебатам среди участников Евросоюза, а какая – к только что закончившемуся чемпионату мира по футболу. Вот и называют петербуржцы все страны, что у них на слуху в эти дни.

Однако в целом Роман Могилевский считает, что жители северной столицы настроены позитивно на результат саммита: «Большинство граждан, жителей Петербурга, – они все-таки за то, чтобы решать совместно с другими странами глобальные проблемы, которые невозможно не решать совместно. И что итогом работы G8 должны быть решения, которые ответят на их ожидания. Ожидания, что будут решены эти проблемы – мировые инфекции, энергетическая безопасность, терроризм, бедность, и так далее. Если хоть какие-то шаги будут сделаны в этом направлении, это будет соответствовать стратегическим ожиданиям – как бы люди не называли для себя эти проблемы. Они интуитивно чувствуют, что угрозы возникают не только внутри: они возникают в мире в целом, в общем пространстве, в глобальном пространстве».

Вместе с тем так называемый опрос vox populi на тему «Какие вопросы будут в повестке дня саммита», дает противоречивую картину:

«Разные вопросы предлагают западные представители и наши представители. Недавно вот у нас был саммит духовных лидеров России и саммит общественности… А с той стороны есть предложения некорректные – например, предложения о Белоруссии, Абхазии, Осетии и так далее. Так что я думаю, что на первом заседании выработают регламент».

«Есть такие вопросы, как соблюдение прав человека и тому подобное, есть некоторые стороны, которые склонны обсуждать эти дела на «Большой восьмерке», но не знаю, будет ли это действительно обсуждаться. Вопросы экономической безопасности, здравоохранения – СПИД, гепатит, может быть, еще что-то… Вот такие мои представления».

«Ну вот этот терроризм – часто везде обсуждается. Ну, нефть наши вообще все время обсуждают. Ну, права человека – стандартные вопросы, которые всегда на всех этих саммитах обсуждают».

«Ну, наверно, проблемы территорий будут обсуждаться – однозначно. Положение в Чечне, Косово, Южной Осетии».

«Вопросы, связанные с социальным положением трудящихся. Чтобы было больше государств, в которых люди бы жили в нормальных условиях, а не так, чтобы меньшинство обладало всем-всем-всем, а большинство – ничем. Вот я думаю, что должны ставиться такие вопросы. Видимо, и многие другие появятся и в период проведения этого саммита».

В этой путанице опять-таки значительную роль играют весьма поверхностные новостные программы, где в течение нескольких минут смешиваются новости из штаб-квартиры ЕС, Совета Безопасности ООН, администрации президента Российской Федерации и показа мод летнего сезона. А ведь большую часть информации о встрече лидеров «Большой восьмерки» жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области получают из официальных российских средств массовой информации. В результате получается полное смешение понятий, из которых доминирует осознание России как великой державы, которой противостоят недруги из США и Западной Европы.

А общее настроение петербуржцев накануне саммита можно охарактеризовать следующей фразой: «Уехать бы куда-нибудь на недельку! Пусть они там решают свои вопросы без нас!»

XS
SM
MD
LG