Линки доступности

Обзор печати от 7 июля 2006 г.


Пхеньян против всего остального мира. Администрация Буша пытается скоординировать ответ международного сообщества на северокорейские ракетные испытания, пишет «Лос-Анджелес таймс». Меры предпринимаются на двух направлениях: международные форумы, такие, как ООН, и прямые консультации Джорджа Буша с коллегами в России и Китае. Именно эти две страны, постоянные члены Совета Безопасности, скептически расценивают идею применения санкций к Пхеньяну за отказ вернуться к переговорам.

«Белый Дом ратует за терпение: мол, дипломатия требует времени, и наилучший ответ – это международная солидарность перед лицом нарушения Северной Кореей моратория на ракетные испытания, – говорится в статье. – К терпению призывает и Китай, считая создавшуюся ситуацию крайне сложной… Владимир Путин в ходе своей интернет-конференции покритиковал КНДР за ракетные стрельбы, но добавил, что угрозы в адрес Северной Кореи будут контрпродуктивны и что нельзя позволить эмоциям захлестнуть здравый смысл».

«Как бы то ни было, по мнению многих экспертов, у Запада нет сильных рычагов воздействия на Северную Корею, – говорится в заметке. – Однако Белый Дом официально заявляет, что это не так, что такие рычаги есть, но говорить о них открыто он не хочет. Правда, администрация объявила, что была готова задействовать элементы ПРО, развернутые на Аляске и в Калифорнии, если бы северокорейские ракеты угрожали Америке. Пентагон внешне сохраняет спокойствие, но при этом целое авианосное соединение передислоцируется из Персидского залива в Тихий океан. Более того, в прошлом месяце вблизи Гуама ВМС США провели крупномасштабные учения».

«Китай, США, Россия, Южная Корея и Япония просили его [Ким Чен Ира] не идти на испытания, – сказал Джордж Буш. – Вместо этого он отдает приказ произвести пуск семи ракет. О чем думает пхеньянский лидер, пытаясь доказать миру, что его армия способна оснастить межконтинентальную ракету ядерной боеголовкой? Почему он на ровном месте игнорирует пожелания международного сообщества? Чем сильнее будет дипломатическая изоляция КНДР, тем слабее исходящая от нее опасность. Я доволен исходной тревожной реакцией коллег на северокорейские ракетные испытания». Слова президента Джорджа Буша приводит газета «Лос-Анджелес таймс».

Невеликолепная восьмерка. О предстоящем саммите в Санкт-Петербурге на страницах газеты «Вашингтон таймс» размышляет Джорджи Энн Гайер. По ее мнению, Россия со времени окончания «холодной войны» не стала ни демократическим, ни современным, ни промышленно развитым государством, однако побежденной себя в той войне не считает. Гайер приводит недавние слова помощника Путина Владислава Суркова насчет того, что Россия не проиграла стратегическое единоборство с Западом, а просто победила свою тоталитарную систему. Сурков также убежден, что Москва сделала много больше для демократизации Восточной Европы и Центральной Азии, чем Вашингтон или Лондон. Москва демократизировала это огромное пространство, а сейчас регенерирует себя.

«Кремль переписывает историю, – продолжает автор, – будучи уверенным, что ему сойдет с рук любая неправда. И, в общем-то, основания так считать у него есть. Подлинно демократическая «Большая семерка» на санкт-петербургском саммите покорно смирится с идеологическим позерством Путина и его «управляемой демократией». И дело даже не в том, что Путин выстраивает «потемкинскую демократию», а в том, что Запад, наивно полагая, что Россию можно лестью побудить к демократизации, помог созданию режима, пропагандирующего великодержавную и отнюдь не демократическую идею».

Джорджи Энн Гайер сомневается, что Россия действительно сможет противостоять промышленно развитым странам. Она напоминает слова болгарского аналитика Ивана Крастева о том, что Россия успешно перешла от однопартийной системы к однотрубной. «Кроме нефти, у России ничего нет, – продолжает автор. – Даже ребенку известно, насколько изменчива цена на этот товар. Но это соображение долгосрочное: на обозримую же перспективу мировой трон будет стоять не столько на водородных бомбах, сколько на углеводородах».

«Путин не посчитал нужным перед саммитом умаслить коллег и отверг предложение Европейского Союза упразднить монополию «Газпрома» на транспортировку энергоресурсов, – говорится далее в статье. – Его политика в отношении Украины и Грузии еще более ужесточилась. Так почему же «семерка» согласилась на столь унизительный саммит? В основном потому, что недооценила автократический менталитет России, ее неспособность принять для себя либерально-капиталистическое мировоззрение. «Семерка» полагала, что, предоставив России статусное членство в эксклюзивном клубе, она завоюет ее симпатии. Это была ошибка», – пишет Джорджи Энн Гайер в газете «Вашингтон таймс».

Ее статью сопровождает следующая карикатура: под водой плывет акула, у нее на боку написано «Путин», вместо хвоста – серп и молот. Рядом проплывает маленькая рыбка, которую акула спрашивает: «Ну ты что, никогда дельфина не видела?»

Информационная блокада. «Российские регулирующие органы заставили более 60 станций прекратить трансляцию материалов «Голоса Америки» и «Радио Свобода», – информирует читателей московский корреспондент «Вашингтон пост» Питер Финн. – Чиновники ссылались на лицензионные нарушения и несанкционированное изменение программного формата. Но руководство вещательных служб, финансируемых американским государством, и самих станций винит Кремль в том, что под его нажимом были выбиты материалы из радиоэфира от Петербурга до Владивостока».

«Мы сфокусированы прежде всего на событиях в России, и именно с этим у Кремля проблемы, – заявил Джеффри Тримбл, исполняющий обязанности президента «Радио Свобода». – Это существенно ослабляет наши шансы достучаться до тех, кто сегодня принимает в стране важные решения».

«Честная подача информации, зачастую из самой гущи событий, то и дело оказывается вызовом для российского политического истеблишмента, – говорится в корреспонденции. – В стране, где информационные службы нередко обходят острые темы, миллионы россиян прислушиваются к так называемым «вражеским голосам».

Американские дипломаты, менеджеры двух информационных служб в последние месяцы вели многочисленные дискуссии с российскими чиновниками, тщетно пытаясь найти компромисс. «Мы старались работать коллегиально, работать в рамках системы, и это очень неприятный поворот событий», – заявил Кеннет Томлинсон, председатель Совета управляющих вещанием, который курирует работу обеих служб».

«Независимые газеты и радиостанции продолжают работать в России, – пишет Питер Финн. – Но их основная аудитория – жители двух крупнейших городов страны, и их влияние на государственную политику и выборы минимально.
«Радио Свобода» и «Голос Америки» курируются официальными инстанциями, но передачи делают независимые журналисты, они идут на многих языках, включая русский, хотя Белый Дом предлагает прекратить радиовещание «Голоса Америки» на русском языке. После распада СССР в 1991 году обе службы создали в России партнерскую сеть. Однако из 30 партнерских станций, которые были у «Свободы» в России в 2005 году, сегодня осталось четыре. Из 42 станций, ретранслировавших передачи «Голоса Америки» в 2005 году, сейчас задействованы только пять».

Российские станции в Москве и Петербурге, где власти терпимее относятся к разнообразию СМИ, продолжают передавать материалы американских радиостанций. «Свобода» также вещает на своей частоте в Москве. «Но выборы выигрывают и проигрывают в провинции», – сказал Питеру Финну менеджер «Радио Свобода».

«Первый признак перемен появился в сентябре прошлого года, когда российское министерство культуры, лицензирующее вещателей, инициировало аудиторские проверки на этих станциях, – пишет далее «Вашингтон пост». – В интервью чиновники называли проверки плановой частью своей работы и отрицали, что это – целенаправленная попытка убрать американские службы из эфира. На самом деле, говорили они, минкульт обеспечивает исполнение российского закона, который гласит, что вещатели, получая лицензии, должны указывать, собираются ли они транслировать материалы других организаций. Ни одна из пострадавших станций не выполнила это требование, подчеркивали чиновники».

«У нас нет никаких проблем с «Радио Свобода» и «Голосом Америки», – приводит Питер Финн слова Евгения Стрельчика, советника высокопоставленного чиновника министерства культуры по СМИ. – Но если наши радиостанции меняют концепцию, они должны об этом заявить, и тогда комиссия решит, одобрить это или нет. Они не могут передавать в эфир чужие продукты, не имея на это лицензии. Таков закон».

«Спросите генерального директора «Радио Россия», как трудно получить лицензию на вещание в США, – добавил Стрельчик. – Он пытался много раз. Их правила намного строже».

«Российские партнеры американских служб заявили в интервью, – продолжает Питер Финн, – что они ценят американские программы, но боятся потерять лицензию, если не прекратят их трансляцию. Менеджеры и журналисты российских станций сказали, что подвергались давлению со стороны чиновников, требующих не включать в программу материалы указанных служб и не пытаться получить лицензию, чтобы американские материалы остались в эфире. Две станции, подавшие заявки на ретрансляцию материалов «Радио Свобода», получили отказ. Один из радиоменеджеров сказал: «Конечно, я чувствовал давление. Они никогда и ничего не говорят прямо. Они приходят с бесконечными претензиями, ищут недостатки, начинают проверки, снова и снова смотрят лицензию. Но сигнал ясен».

«Это грустно, потому что программы очень популярны, – сказал менеджер другого радиовещателя. – Владельцы решили, что важнее сохранить лицензию, а если они будут и дальше передавать эти программы, могут начаться неприятности».

«Радио Свобода», имеющее в России около 60 штатных и почти 200 внештатных журналистов, является одной из крупнейших информационных служб в стране. В прошлом году корреспондент «Свободы» Андрей Бабицкий подготовил интервью с чеченским полевым командиром Шамилем Басаевым, который взял на себя ответственность за захват школы в Беслане. «Радио Свобода» решила не ставить материал в эфир, но позже его показал телеканал Эй-би-си в программе Nightline. Российское правительство пришло в ярость и решило не возобновлять аккредитации журналистов Эй-би-си. Сотрудники и руководство «Радио Свобода» и «Голоса Америки» и их советы управляющих подозревают, что именно этот конфликт заставил российское министерство принять меры против американских информационных служб», – пишет в заключение своей статьи корреспондент «Вашингтон пост» Питер Финн.

Обзор подготовил Евгений Аронов.

XS
SM
MD
LG