Линки доступности

«Лукашенко не станет главой союзного государства»


Некоторое время назад российское руководство стало предпринимать активные действия по ускорению создания союзного государства с Беларусью. Однако последние события показывают, что со стороны Минска этим усилиям совсем не рады. Каковы же возможные варианты развития отношений Беларуси с Россией и с Западом?

Во время недавнего выступления перед сотрудниками отечественного дипломатического корпуса президент Владимир Путин заявил о том, что Россия переходит на рыночные отношения со всеми странами СНГ. А это значит, что газ и нефть по мировым ценам из России будут получать не только нелояльные Кремлю Грузия, Украина и Молдова, но также Армения, пока не участвующая ни в каких альтернативных объединениях, и даже Беларусь, с которой Москва вроде бы собирается создавать союзное государство.

Между тем низкие цены на российские энергоносители – это одно из главных условий популярности режима Александра Лукашенко внутри собственной страны. И он сам это прекрасно понимает. Недаром, как отмечают многие российские журналисты, президент Беларуси был необычайно мрачен во время проходившего в Минске саммита ЕврАзЭс. Российский газовый монополист «Газпром» пообещал поднять для Беларуси стоимость тысячи кубометров голубого топлива более чем в четыре раза.

Поблажки возможны только в обмен на приобретение «Белтрансгаза», причем на российских условиях, то есть за 700 миллионов долларов, а не за 5 миллиардов, как хочет Лукашенко. То есть речь идет фактически о потере суверенитета и о полном переходе в кабальную зависимость от России. Поэтому белорусскому президенту, которого на Западе часто называют «последним диктатором Европы» есть от чего прийти в уныние.

Некоторые аналитики вообще предсказывают Александру Лукашенко скорый уход с политической сцены. Вот как оценивает ближайшее будущее постсоветских режимов директор российских и азиатских программ Центра оборонной информации США Николай Злобин: «Думаю, что рано или поздно эти режимы рухнут, и самым большим сегодня кандидатом на такого рода сценарий является режим Лукашенко в Беларуси. Через год, наверное, какие-то изменения уже в этом плане произойдут».

Среди наиболее консервативной части российской политической элиты (к которым относят, в частности, Юрия Лужкова и Евгения Примакова) бытует мнение, что в случае создания союзного государства его бы мог возглавить не Владимир Путин, а как раз Александр Лукашенко, популярность которого в российской глубинке достаточно высока. С этим решительно не согласен другой американский политолог, профессор Стэнфордского университета Григорий Фрейдин: «В большой перспективе у него шансов нет», – говорит он.

По мнению профессора Фрейдина, разговоры о том, что Лукашенко может возглавить союзное государство, муссируются теми, кто хочет запугать часть политической элиты и интеллигентской прослойки в России тем, что Путин – не самый плохой вариант: «Мы прекрасно помним высказывания Ходорковского, сделанное в тюрьме, что Путин гораздо боле либерален, чем большинство россиян. Я думаю, что этой уловкой пользуются и по отношению к Лукашенко, и по отношению к самым крайне правым в российском политическом спектре. Путин и его внешне политическое окружение прекрасно понимают, что если он станет критиковать Лукашенко и его режим такими же словами, как это делает Запад, то он фактически отторгнет Беларусь из зоны влияния России в зону влияния Европейского Союза».

«Ситуация, конечно, странная, – считает американский политолог. – В общем, поддержка Лукашенко – позорный момент для Путина, особенно в свете приближающейся встречи «Большой восьмерки». Если отказаться от Лукашенко, его режим рухнет мгновенно. Но после того, как он рухнет, Беларусь, конечно, окажется за пределами влияния России. Наверняка ей захочется присоединиться к Европейскому Союзу».

Между тем списывать белорусского президента со счетов, похоже, рано. За годы правления страной Александр Лукашенко научился маневрировать, и, как полагают некоторые политические эксперты, на самом деле он сделает все, чтобы не объединяться с Россией. Ввиду слабости политической оппозиции в своей стране именно Лукашенко является «отцом белорусской государственности». Недаром в то время, когда российские власти попытались ускорить процесс создания союзного государства, лидер, казалось бы, самой дружественной страны сделал два примечательных заявления. Первое – о том, что Беларусь никогда не вступит в состав России (а именно такой вариант развития событий представляет себе часть кремлевской элиты). И второе – о том, что на каждый шаг Евросоюза навстречу Беларуси Минск ответит двумя или тремя шагами. И оба этих заявления были сделаны в расчете на то, что их услышат не только в Москве, но и в Брюсселе.

В связи с этим для Александра Лукашенко возможен путь, который одни называют молдавским, а другие ливийским. Это примирение с Западом и получение экономических преференций в обмен на демократические или по крайней мере миролюбивые преобразования. Ведь молдавского президента Владимира Воронина поначалу считали всецело прокремлевским политиком. Однако сейчас страна под его руководством все больше берет курс на евроинтеграцию. А ливийский лидер Каддафи после вторжения антисаддамовской коалиции в Ирак почти чудесным образом превратился «из плохого парня» мировой политики в «хорошего» (по голливудской терминологии). Или по крайней мере в такого, с которым можно иметь дело.

Однако нужно помнить и о печальном примере бывшего румынского диктатора Николае Чаушеску. В 60е – 80-е годы в своей внешней политике Чаушеску нередко откровенно фрондировал по отношению к СССР. И это воспринималось на Западе благосклонно. Однако во внутренней политике пресловутый «гений Карпат» натворил такого, что в 1989 году в Румынии случилась не «бархатная революция» (как в других странах Восточной Европы), а достаточно кровавая, закончившаяся плохо и для самого Чаушеску.

Так что для признания «рукопожатным» лидером в цивилизованном мире необходимо проведение НАСТОЯЩИХ демократических реформ. По крайней мере нужно начать движение по этому пути. Последние события показывают, что времени на раздумья у белорусского президента остается все меньше…

XS
SM
MD
LG