Линки доступности

Обзор печати от 16 июня 2006 г.


Ахмадинежад апеллирует к России. «Вашингтон пост» и «Уолл-стрит джорнэл» печатают сообщения своих корреспондентов с сессии Шанхайской организации сотрудничества. Особое внимание обе газеты уделяют призыву приглашенного на сессию иранского президента Ахмадинежада к России, Китаю и другим членам организации оказать содействие в сдерживании влияния США. В репортажах затрагивается также иранская ядерная проблема и роль России в ее урегулировании.

«Призыв Ахмадинежада был явно адресован в первую очередь к Китаю и России, – отмечает «Вашингтон пост». – Российский президент Владимир Путин и председатель КНР Ху Цзиньтао официально не отреагировали на выступление иранского президента. Однако Путин заявил журналистам, что Иран «настроен положительно в отношении недавнего американо-европейского предложения по его ядерной программе».

«После встречи с иранским президентом Владимир Путин сказал, что Иран готов к переговорам, – говорится в сообщении из Шанхая корреспондента «Уолл-стрит джорнэл». – Однако по-прежнему неясно, согласится ли Иран предварительно приостановить работы по обогащению урана. Как известно, в результате этого процесса могут быть накоплены запасы топлива, пригодного для производства оружия массового поражения».

Сдержать Иран, как сдержали СССР. Российско-иранскую или, вернее сказать, советско-иранскую ядерную тему продолжает в своем последнем номере издающийся в Бостоне журнал «Атлантик». Автор опубликованного в нем комментария Джонатан Роуч рекомендует для сдерживания ядерного Ирана воспользоваться опытом, накопленным за годы «холодной войны».

«США приложат все усилия к тому, чтобы не допустить превращения Ирана в ядерную державу, – пишет автор комментария. – Однако если это все же произойдет, нет никаких оснований опускать руки или впадать в панику. У Америки есть на этот случай готовая стратегическая матрица – опыт, накопленный за годы сдерживания ядерного Советского Союза в годы «холодной войны».

«Как известно, сдержать СССР оказалось возможным. Применим ли тот же вывод в отношении Ирана? – задает вопрос автор. – Никто не знает этого и не хочет знать. Риторика иранского президента Ахмадинежада настораживает… Однако в поведенческом, если не в риторическом плане иранцы больше похожи на прагматичного Никиту Хрущева в период кубинского ядерного кризиса, нежели на Саддама Хусейна времен вторжения в Кувейт». «Многие забывают сегодня, что сталинский Советский Союз и маоцзэдуновский Китай представлялись более опасными в силу своих потенциальных возможностей и намерений по сравнению с тегеранскими муллами», – цитирует автор комментария мнение сотрудника Колумбийского университета Ричарда Беттса.

«Даже если советские руководители времен «холодной войны» не были одержимы, подобно Ахмадинежаду, манией конца света, их паранойя внушала значительный страх, – говорится далее в статье. – Когда американские стратеги избрали в противостоянии с Советским Союзом тактику сдерживания, они не знали, что его можно сдержать. …В конечном итоге эта тактика увенчалась блестящим успехом. Соединенные Штаты не только добились смены режима в СССР, но и избежали при этом взрыва, который мог легко произойти при распаде ядерной сверхдержавы. Западу, конечно, повезло, но он проявил терпение и умение… На это потребовалось время, но сдерживание – дело долгое, и правила этой игры придумали американцы», – пишет Джонатан Роуч в журнале «Атлантик».

Договорились об уничтожении ОМП. Самая массовая американская газета «Ю-эс-эй тудэй» информирует, что США и Россия договорились продлить на семь лет программу обеспечения безопасности и уничтожения запасов ядерного, химического и бактериологического оружия, оставшихся на территории России с советских времен. Соответствующее соглашение будет подписано в нынешний уик-энд, заявил официальный представитель Совета национальной безопасности США Фредерик Джонс.

Программа американо-российского сотрудничества в обеспечении безопасности и последующем уничтожении этих запасов была одобрена обеими странам в 1992 году. В соответствии с ней США обязались ежегодно выделять России несколько сот миллионов долларов и обеспечить техническую поддержку. В самое последнее время, однако, программа оказалась под угрозой в силу юридических разногласий.

Обзор подготовил Лео Стерн.

XS
SM
MD
LG