Линки доступности

Обзор печати от 15 июня 2006 г.


«Откровенная пропаганда». Состоянию российских средств массовой информации посвящена статья московской журналистки Маши Липман в «Вашингтон пост». Эта тема приобрела особую актуальность в связи с предстоящим ровно через месяц саммитом «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге, а также в свете прошедшего в начале месяца в Москве Международного газетного конгресса. Автор статьи обращает внимание на разительное несоответствие между высказываниями по этому поводу президента России Владимира Путина и реальным положением дел.

«Выступивший на открытии конгресса президент международной Ассоциации газетных редакторов Гэвин О’Рейли, – пишет Маша Липман, – подверг критике наступление Кремля на свободу печати. Затем для ответа на трибуну поднялся президент Владимир Путин. По его словам, ситуация в области СМИ постоянно улучшается: «В России года в год создаются все более благоприятные условия для развития средств массовой информации», – заявил он».

«Заявление Путина по своему лицемерию и полной недостоверности напоминает самую откровенную советскую пропаганду, – комментирует автор статьи. – На государственный контроль над средствами массовой информации обращают внимание на только иностранные наблюдатели и российские журналисты». Маша Липман цитирует отрывок из открытого письма членов Академии российского телевидения, в котором, в частности, говорилось: «Российское телевидение сегодня не свободно… Пропаганда на российских телеканалах преобладает над свободной дискуссией. На телевидении фактически восстановлена цензура».

«В нашей стране по-прежнему в большой цене талант, честность, журналистская смелость», – цитирует далее Маша Липман слова Путина. И называет ряд фамилий известных и популярных журналистов и телевизионщиков, изгнанных из ведущих изданий и с телеканалов, в том числе Леонида Парфенова и Рафа Шакирова. «За четыре года президентства Путина государство взяло телевидение под полный контроль, – говорится в статье в «Вашингтон пост». – Независимо от того, какой критике подвергнется Россия на предстоящем санкт-петербургском саммите «Большой восьмерки», массовая российская телеаудитория об этом не узнает».

Добро пожаловать, но с условием. «Высокопоставленные российские официальные лица подтвердили опасения Запада насчет того, что Кремль намерен ограничить участие иностранных энергетических компаний в разработке и эксплуатации крупнейших нефтяных и газовых месторождений, – сообщает из Санкт-Петербурга корреспондент «Уолл-стрит джорнэл» Гай Чейзан. – Им будет отведена роль младших партнеров. В выступлениях на совещании в Санкт-Петербурге российские представители подчеркнули, что правительство не захлопывает двери перед иностранными инвесторами, но предпочитает, чтобы контроль над крупными проектами оставался за российскими компаниями». Корреспондент газеты приводит выдержки из выступлений на совещании министра природных ресурсов РФ Юрия Трутнева и министра промышленности и энергетики Виктора Христенко.

«Новые правила, по-видимому, приведут к усилению господствующего положения на российском энергетическом рынке таких гигантских государственных компаний, как «Газпром» и «Роснефть». Обе этих компании в последнее время выступают в роли мощного орудия кремлевской политики в энергетическом секторе. Россия, – напоминает ведущая газета американских деловых и финансовых кругов, – располагает самыми большими в мире запасами природного газа, а по запасам нефти занимает седьмое место в мире. Однако для разработки нефтяных и газовых месторождений ей необходимы миллиарды долларов капиталовложений. Кремль решил сделать проблему обеспечения энергетической безопасности главным пунктом повестки дня предстоящего саммита «Большой восьмерки». В то же время он не реагирует на раздающиеся из западных столиц призывы облегчить доступ иностранных компаний к своим обширным энергетическим ресурсам», – отмечает «Уолл-стрит джорнэл».

Купец Анфилатов и торговля с Америкой. Издающаяся в штате Массачусетс газета «Рипабликен» опубликовала статью своего сотрудника Алекса Пешкова, посвященную двухсотлетию установления американо-российских торговых отношений. Автор статьи – недавний эмигрант из Архангельска, он поселился в штате Массачусетс в 2002 году. Врезка к статье сообщает, что Пешков освещает в своих постоянных колонках жизнь русско-американской общины штата.

Возникновению взаимных торговых связей Россия и Америка обязаны в известной степени пиратам-берберам и русскому купцу Ксенофонту Анфилатову. В начале XIX века в Средиземном море свирепствовали арабские и берберские корсары, нападавшие на торговые суда. На борьбу с ними были мобилизованы корабли незадолго перед тем созданного американского военно-морского флота. Они блокировали главную базу пиратов – порт Триполи и захватили два торговых судна, принадлежавших русскому купцу. Анфилатов, вятский уроженец, вел успешную торговлю с Англией, Голландией, Германией, Швецией и Оттоманской империей. В это же самое время пираты захватили американский фрегат «Филадельфия» и его экипаж – 307 матросов и офицеров.

«Российская империя, – говорится далее в статье, – пользовалась определенным влиянием у паши Триполи Юсуфа Караманли, и российские дипломаты приложили усилия к тому, чтобы заложникам-американцам сохранили жизнь. После этого президент США Томас Джефферсон обратился с благодарственным письмом к императору Александру Первому. В письме выражалась готовность установить торговые связи между Америкой и Россией и предоставить России режим наибольшего благоприятствования в торговле. Вслед за тем российские суда были немедленно освобождены, а купец Анфилатов загорелся идеей начать торговлю с США. Его поддержал сам император Александр, и с его благословения два российских торговых судна – из Архангельска и Санкт-Петербурга – прибыли в Нью-Йорк и Бостон. А вскоре между Россией и Соединенными Штатами были установлены и дипломатические отношения», – пишет Алекс Пешков в газете «Рипабликен».

Обзор подготовил Лео Стерн.

XS
SM
MD
LG