Линки доступности

Обзор печати от 14 июня 2006 г.


Лицо и изнанка антикоррупционной кампании. В связи с последними громкими делами о коррупции в России – арестами крупных чиновников и увольнениями из таможенной службы и органов юстиции, в том числе генпрокурора Дмитрия Устинова – многие американские СМИ задаются вопросом: означает ли эта кампания, что в России всерьез началась борьба с взяточничеством и должностными преступлениями, или же речь идет о «выборочном правосудии»? В последнем номере журнала «Ньюсуик» опубликована статья «Эквилибристика» Оуэна Мэттьюса, в которой говорится: «Путин в этой кампании выступает в двух лицах. Перед публикой он предстает как блюститель народных интересов и борец с коррупцией. За кулисами же российский президент преследует этой кампанией сугубо политические цели».

Положение с коррупцией в России журнал иллюстрирует перипетиями американской компании «Моторола». В результате произвола российских таможенных чиновников эта компания, импортирующая свои сотовые телефоны в Россию, понесла убытки на сумму более 200 миллионов долларов. Терпение руководства «Моторолы» лопнуло нынешней весной, когда стало известно, что конфискованные у нее телефоны появились в продаже на московском черном рынке и что занимаются этим российские таможенники через подставные фирмы. Разыгрался крупный скандал: фирма обратилась в высокие инстанции в Вашингтоне и потребовала, чтобы Россию не пускали во Всемирную торговую организацию. А американские высокие инстанции довели всю эту историю до сведения российского президента Путина, который изо всех сил пытается получить согласие на вступление России в ВТО до предстоящего саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. После этого в российской таможенной службе и покатились головы».

«Но, как всегда в России, – пишет журнал, – в этой истории есть две стороны – видимая и закулисная. Не приходится сомневаться, что Путин заинтересован в развитии России. А для этого необходимо покончить с коррупцией, которая грозит потопить страну в бюрократической волоките и взяточничестве. Однако закулисная игра гораздо более опасна и требует более изощренных методов. В конечном итоге для Путина она более важна, чем ублаготворение Соединенных Штатов и даже чем вступление в ВТО. Главная приоритетная задача Путина – обеспечить безболезненную передачу власти своему политическому избраннику после ухода с президентского поста в 2008 году. А это в свою очередь означает необходимость сохранить деликатное равновесие между правящими Россией политическими кланами .Один из этих кланов, так называемые «силовики», в последнее время чересчур укрепил свои позиции. Поэтому кампания борьбы против коррупции дала Путину удобный предлог, чтобы избавиться от определенных политических конкурентов и этот баланс выровнять», – заключает «Ньюсуик».

Кампания против «мигалок». «Каждое утро я просыпаюсь под вой сирен и автомобильные гудки: это конвои бронированных машин богатых русских выезжают на Успенское шоссе по пути в московские офисы», – пишет о своих буднях корреспондент «Крисчен сайенс монитор» в Москве Фред Уир. Возможно, что личные впечатления и подсказали ему тему статьи о том, как российские автомобилисты взбунтовались против засилья чиновников и «новых русских» – обладателей так называемых «мигалок».

«По разным подсчетам, в одной только Москве около пяти тысяч автомобилей официальных лиц и многих богатых бизнесменов оборудованы спецсигналами, что дает им право пренебрегать обычными правилами движения, – сообщает газета. – Такое положение существовало и в советские времена, но только теперь против него восстала немногочисленная, но упорная организация возмущенных автомобилистов. По мнению некоторых наблюдателей, это признак появления в России среднего класса, готового поспорить за свои права с правящей элитой. Движение оформилось в начале нынешнего года в процесс борьбы за отмену приговора сибирскому железнодорожнику Олегу Щербинскому. Он был приговорен к четырем годам тюремного заключения: суд признал его виновником столкновения автомобильной аварии на шоссе, в результате которого погиб губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов. После волны протестов, прокатившейся по России, приговор был отменен, а Щербинский оправдан. Возглавила движение протеста организация «Свобода выбора», созданная активистом Вячеславом Лысаковым.

«За последние двенадцать лет число чиновников, разъезжающих на машинах с «мигалками», в одной только российской столице возросло со всего лишь 30 до пяти с лишним тысяч. Право выдавать разрешения на пользование спецсигналом своим руководящим сотрудникам принадлежит примерно тридцати министерствам и ведомствам, в том числе Кремлю, Государственной Думе и Центробанку. Однако, по словам экспертов, многие богатые россияне незаконно покупают необходимые разрешения». Автор статьи в газете «Крисчен сайенс монитор» называет даже соответствующий тариф: около 25 тысяч долларов.

Американский пенсионер Павел Литвинов. В американских школах – выпускная пора. «Нью-Йорк таймс» напечатала статью о выпускном вечере в городе Территаун неподалеку от Нью-Йорка. Там в прошлый уик-энд отмечали не только окончание учебного года, но и выход на пенсию одного из ведущих преподавателей местной школы – Павла Литвинова.

Внук советского министра иностранных дел Максима Литвинова, физик по образованию, Павел Литвинов в 60-е годы был одним из организаторов правозащитного движения в СССР. В августе 1968 года он вместе с шестью своими товарищами организовал демонстрацию на Красной площади в знак протест против советского вторжения в Чехословакию. За это он был осужден и отправлен в Сибирь. Возвратившись в Москву, Литвинов вновь занялся правозащитной деятельностью, и тогда советские власти вынудили его эмигрировать. После приезда в США Павел Литвинов почти тридцать лет преподавал в территаунской школе. Он также продолжал правозащитную деятельность в организациях «Международная амнистия» и «Мемориал», пишет «Нью-Йорк таймс».

Обзор подготовил Лео Стерн.

XS
SM
MD
LG