Иран сдержанно отреагировал на пакет инициатив, предложенный ему от имени пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германии и направленный на урегулирование иранского ядерного кризиса. Глава иранской делегации на переговорах по ядерной программе Али Лариджани заявил, что пакет содержит как позитивные идеи, так и неясные предложения, требующие дальнейшего обсуждения.
Однако у президента Буша реакция Ирана вызвала надежду: «Я считаю это положительным шагом и хотел бы разрешить эту проблему дипломатическим путем», – сказал он.
Президент отметил, что пакет предложений, содержащий как меры поощрения, так и меры наказания, был согласован между тремя странами, которые вели переговоры с Ираном, – Великобританией, Францией и Германией, – после консультаций с США, Китаем и Россией. По словам Джорджа Буша, Иран теперь знает, что все эти страны совместно хотят разрешить иранскую ядерную проблему: «Посмотрим, примет ли Иран всерьез наше предложение. Выбор за ним».
Президент отметил, что США присоединятся к многосторонним переговорам с Ираном только в том случае, если Тегеран прекратит обогащение урана так, чтобы это можно было проверить. Иран утверждает, что обогащенный уран ему нужен в качестве топлива для ядерной энергетики. Однако США и их союзники обеспокоены тем, что Тегеран, прикрываясь гражданской ядерной программой, ведет тайную разработку ядерного оружия.
Пакет предложений привез в Тегеран координатор внешней политики Европейского союза Хавьер Солана. Он встретился с иранским представителем Али Лариджани в попытке ускорить мирное разрешение кризиса.
Подробное содержание пакета не разглашается, однако известно, что среди прочего Тегерану предлагают реактор на легкой воде и, возможно, американские и европейские запчасти для стареющих иранских авиалайнеров. Пакет содержит также угрозы санкций со стороны ООН в случае, если Иран отвергнет инициативу европейских стран.
Государственный департамент США вновь заявил, что Вашингтон надеется на мирное разрешение кризиса, и подчеркнул, что для ответа Ирану предоставлены не месяцы, а всего несколько недель.