Линки доступности

Защитить «сигнальщиков»


В Санкт-Петербурге завершилась международная конференция, посвященная ядерной безопасности и защите тех, кто честно и публично говорит о проблемах здравоохранения и экологии. Участники конференции из России, США и ряда европейских стран собрались в пансионате «Знаменка» под Петродворцом, чтобы обсудить результаты растущего интереса к ядерным и другим энергетическим проектам со стороны корпораций и правительств, особенно в США и России.

Главное же внимание международной конференции (в которой принимали участие эксперты таких уважаемых организаций, как «Проект подотчетности правительства» (GAP) США, «Беллуна», «Гринпис», «Движение за ядерную безопасность» и другие) было приковано к тем людям, которые делают достоянием общественности вопиющие факты состояния окружающей среды. Том Карпентер, директор Программы ядерного контроля GAP, отметил: «Общество надеется на сотрудников предприятий как на своего рода «систему раннего оповещения», предупреждающую людей о возможных катастрофах и радиоактивных выбросах. Правительства наших стран в подобных случаях оказываются не в состоянии предоставить гражданам заслуживающую доверия информацию и сделать ее достоянием общественности».

«Есть в Америке такое понятие – whistle-blower, то есть «сигнальщик». А в России таких людей называют «говорящие правду», – говорит один из организаторов конференции руководитель петербургского центра «Беллуны» Александр Никитин. – Всегда находятся люди, которые сигнализируют об опасностях различного рода, которые говорят правду о том, что происходит, например, в государственных органах, говорят о коррупции, Они предупреждают людей о техногенных опасностях, о каких-то других потенциальных опасностях, И вот такие люди, мы считаем, – это то, о чем надо говорить. Хотя для России это – новая тема, новая терминология. Но надо говорить об этих людях, которые они рассказывают нам, что в каких-то областях нарушаются права человека».

Самого Александра Никитина с полным правом можно отнести к числу «сигнальщиков» или «говорящих правду». Он и Григорий Пасько еще в конце 90-х годов были арестованы за то, что информировали российскую и мировую общественность о подлинном состоянии дел на российском атомном флоте. Никитина суд оправдал фактически под занавес президентства Бориса Ельцина, а Пасько пришлось провести несколько лет в заключении, так как судили его уже при Владимире Путине.

В эти дни главный редактор «Экологии и права» Григорий Пасько также принимал участие в международной конференции под Санкт-Петербургом. Что думает он о влиянии общественности в России на экологическую ситуацию? Есть ли вообще таковое влияние?

«Я бы сказал, что такое влияние в кое-какой, средней степени было лет десять назад, может быть, – говорит Григорий Пасько. – А то, что мы сейчас наблюдаем, в последние два-три года, – создается такое впечатление, что общественность вообще не играет никакой роли в общественно-политической жизни России. Мы можем говорить что угодно, и на это мы получим всяческие заверения руководящих лиц типа «У нас все это под контролем» и «Мы все это знаем и без вас».

«И если раньше создавались общественные организации, которые существуют до сих пор, снизу (как Яблоков любит повторять этот образ – «трава растет снизу, и она пробивается очень сильно»), то сейчас создаются параллельные структуры. Причем создаются самим государством и ведомствами. Хотите гражданское общество? Мы его вам сверху построим. Хотите общественную организацию, которая будет показно озабочена проблемами ядерной энергетики? Мы это создадим. Кириенко первым делом что сделал, когда стал руководителем Росатома? Он создал общественную комиссию, общественный комитет при Росатоме, с которым он якобы будет делиться всяческими откровенностями по поводу дальнейших перспектив развития ядерной энергетики в России. И вот этот параллелизм – он сбивает с толку основную массу людей, которая в принципе мало что знает о том, что такое на самом деле ядерная энергетика», – считает Григорий Пасько.

К числу «говорящих правду», несомненно, относится и академик Алексей Яблоков – в прошлом советник президента России Бориса Ельцина, а ныне лидер российской партии «зеленых». Академик Яблоков никогда не боялся жестко спорить с властями по самым острым вопросам. И сегодня его позиция, например, по вопросу о ядерной программе Ирана расходится с официальной точкой зрения российских властей.

Верит ли Алексей Яблоков в исключительно мирный характер иранского атома? «Да нет, конечно. С самого начала, еще во времена режима аятолл, они заявляли, что хотят получить ядерное оружие. И с тех пор этот курс последовательно проводится. Официально они заявляют, что это мирная программа, На самом деле и сам характер этой программы, и внутренние заявления говорят о том, что эта программа – военная».

«Более того, – продолжает академик Яблоков, – вы, наверно, знаете, что я был в свое время советником президента по экологии. И я был причастен к тому заявлению президента России Ельцина, которое он сделал в 1995-м, по-моему, году, после скандала, который возник, когда выяснилось, что в протоколе о намерениях, который был подписан тогдашним министром атомной промышленности, содержался целый ряд пунктов, которые были прямо направлены на создание ядерного оружия Ирана. Тогда Ельцин после скандала сказал: «Мы исключаем военную компоненту из нашего соглашения с Ираном». И то, что военная компонента в наших соглашениях с Ираном была, – однозначно. Так что у меня нет никаких сомнений».

«Теперь дальше. Я вам скажу, что в бытностью свою опять же во власти я написал несколько записок, в том числе одну большую записку – по поводу угрозы национальной безопасности со стороны Ирана. Эта записка тогда была поддержана и Службой внешней разведки, и министерством иностранных дел, и так далее. То есть тогда, в 1993-м – 1994-м годах, было такое понимание, что развитие Ирана угрожает национальной безопасности России. Сейчас я вам скажу больше: если у Ирана будет атомное оружие (а у них уже есть и ракеты для доставки такого оружия), то на охрану наших южных рубежей нам понадобится затратить несколько миллиардов долларов. А причина какая? Атомщики хотят получить свой миллиард долларов за строительство Бушира, вот и все. Вот подоплека. Только нам придется затратить в десятки раз больше, чтобы обеспечить нашу безопасность. Вот ситуация».

По итогам конференции участники приняли рекомендации главам государств «Большой восьмерки», которые соберутся на саммит в середине июля в Константиновском дворце, неподалеку от места проведения нынешней конференции. В этой связи уместно привести еще одну цитату из высказываний академика Алексея Яблокова:

«В современном понимании энергетическая безопасность – далеко не то, что предлагается проектами документов «Большой восьмерки». Чернобыль показал, что атомная энергетика создает больше проблем, чем решает. Нельзя согласиться и с превращением России в нефтяную качалку. Богатая нефть через 15 – 20 лет кончится, а страна будет опасно изуродована. Всем странам необходимо многократно больше внимания уделять развитию ветровой, геотермальной, биогазовой и других направлений безопасной энергетики – их вполне хватит для замещения неприемлемо опасных. Для этого нет технологических препятствий, но есть недостаток политической воли».

XS
SM
MD
LG