Линки доступности

Новости Голливуда: «Люди Икс. Последняя битва»


Не являюсь поклонником кинофильмов, основанных на комиксах, но не могу не признать, что третий фильм из серии «Люди Икс», о мутантах, наделенных нечеловеческими способностями, является очень добротной и даже довольно серьезной картиной, способной побудить немного задуматься тех, кто еще сохраняет способность к мыслительной деятельности.

Думаю, что в равной мере заслуга в этом принадлежит режиссеру Бретту Ратнеру («Час пик») и двум сценаристам – восходящей звезде голливудской сценаристики Саймону Кинбергу и опытному Заку Пенну. А также исполнителю роли Росомахи Хью Джекману и некоторым другим актерам.

Для третьей картины серии «Люди Икс. Последняя битва» (X-Men: The Last Stand), которую для краткости отныне будем величать «Икс-3», был выбран весьма любопытный сценарный ход. Как и полагается корпорациям в голливудском фильме, некая вполне зловещая фармацевтическая компания разработала лекарство, которое превращает мутантов в «нормальных» людей, лишая их сверхчеловеческих качеств.

К моменту, когда мы снова встречаем знакомых по первым двум сериям персонажей, мутанты стали весьма значительным меньшинством в американском обществе. Настолько, видимо, важным в электоральном смысле, что в правительстве США есть министр по делам мутантов – этакий синекожий вервольф большого размера и огромной силы.

Ясно, что под мутантами в фильме подразумевают реальные меньшинства США, которые, как здесь теперь побаиваются, могут в борьбе за свои права привести страну к опасной грани гражданской войны. В картине эта грань в близком будущем перешагивается, и мы видим знакомых героев втянутыми в «гражданско-мутантскую» войну. Дело в том, что часть мутантов становится в очередь на «укол от мутантства», а другие мутанты выходят на демонстрации против панацеи, подобно тому как наши фундаменталисты беснуются у абортариев.

Политические параллели фильма с американской сегодняшней действительностью совершенно очевидны. Конечно, основной, молодой зритель может их не увидеть, да он и не будет искать в картине серьезного содержания. И для такой аудитории авторы заготовили достаточно спецэффектов, драк и более чем солидное количество взрывов. На войне как на войне!

Знакомый по предыдущим сериям обер-мутант Магнето (сэр Иэн Маккеллен) объявляет войну обществу, желая сохранить свое особое положение в нем и власть хотя бы над частью мутантов. В этом он сродни некоторым самозванным лидерам наших реальных меньшинств – псевдолидерам, которые намеренно раздувают противоречия между расами и этносами Америки, навязывая им менталитет жертв, вопреки реальным достижениям нашего общества в области гражданского равноправия и равенства экономических возможностей.

В «Икс-3» Магнето провоцирует восстание люмпенмутантов, которые должны под его водительством разрушить лабораторию, производящую антимутационное лекарство. Президент и правительство США со всей их военной мощью бессильны остановить наступление мутантов-бунтовщиков. И только наши добрые мутанты, воспитанные погибающим в этой серии гуманистичным профессором мутантных наук Ксавьером и возглавляемые рефлектирующим, а следовательно, еще более человечным Росомахой, становятся на пути мутантов Магнето.

Сэра Иэна Маккелена для фильма обрядили в очень унылый комиксовский черный балахон и, видимо, отвергнутый создателями фильма «Бэтмен: Начало» вариант резинового шлема. Поскольку часть лица этого выдающегося актера скрыта резиной, мы не можем полностью насладиться его игрой.

Но талантливый Хью Джекман в значительной мере компенсирует этот недостаток, в чем ему неплохо помогает амбивалентная героиня – воскресшая из мертвых Джин Грей (Фамке Янсен). Янсен придает фильму здоровую философскую двусмысленность, играя Джин как интересную смесь жертвы и злодейки. Отнюдь не мешает фильму и хорошо использованная в одной из серий «бондианы» («Золотой Глаз») природная сексапильность актрисы.

Менее интересна другая «девушка Бонда» – Халле Берри (Шторм). Но в этом нет ее вины: авторы просто не наделили ее интересным психологическим материалом, ее персонаж скорее сценарная функция, чем живой персонаж.

Хочу обратить внимание на Эллен Пейдж. Эта юная актриса, исполняющая не очень важную по сюжету роль Китти Прайд, обладает феноменальным талантом. Она просто потрясла многих, и меня в том числе, сыграв главную роль в психологическом триллере «Леденец» (Hard Candy). И в «Икс-3» от нее тоже невозможно оторвать глаз – настолько много она может сказать с экрана, даже не говоря ни слова.

Конечно, главные комплименты причитаются режиссеру Бретту Ратнеру. Его не считают большим художником экрана, но мало кто сегодня в Голливуде сравнится с ним по лихости, с которой он ставит один фильм за другим. Я бы с осторожностью назвал его подобием раннего Стивена Спилберга. Нельзя не заметить большой кинематографической «насмотренности» Ратнера. Самая первая сцена фильма немедленно вызывает в памяти схожую сцену из «Терминатора-2», но комическое разрешение этого заставочного эпизода в «Икс-3» говорит, что Ратнер то ли воздает должное постановщику «Терминатора-2» Джеймсу Камерону, то ли пародирует его, то ли показывает, что и он, Ратнер, может устроить на экране футуристическую войну «не хуже, чем у людей».

Не забывая о чисто режиссерских заботах, – о ритмичном монтаже, о психологической глубине и достоверности игры актеров, – Ратнер не впадает в смертельную серьезность. Он все время как бы держит ироническую дистанцию от псевдонаучной фантастики – основной идеи картины. Но социальная фантастика фильма максимально приближена к нашей действительности, как и полагается хорошей социальной фантастике. Мы ведь, читая книги Рэя Брэдбери или братьев Стругацких (а также смотря фильмы типа «Икс-3»), не обязательно хотим узнать то, что будет через сотни лет. Мы надеемся лучше понять, что происходит с нами именно сегодня.

XS
SM
MD
LG