Кулаев – мелкая сошка? «Вашингтон пост» и «Нью-Йорк таймс» информируют читателей о начале зачтения приговора на длящемся уже год уголовном процессе во Владикавказе над Нурпашой Кулаевым, единственным из задержанных боевиков – участников захвата школы в Беслане в начале сентября 2004 года. В репортажах отмечается, что оглашение приговора может занять не менее недели.
«С самого начала процесса было ясно, что Кулаев будет признан виновным, – пишет «Нью-Йорк таймс». – Российские власти утверждают, что он – единственный из террористов, захваченный после осады школы в Беслане. Однако, по словам многих бывших заложников, нескольким другим удалось скрыться, или же они были задержаны российскими спецслужбами, хотя они и отрицают это».
«Благодаря этому процессу на всеобщее обозрение были представлены факты неуклюжих действий российских властей при попытках освободить заложников, – указывает газета. – Кроме того, процесс стал форумом, на котором оставшиеся в живых заложники и родственники погибших опровергали официальную версию событий. Многие из бывших заложников считают, что Нурпаша Кулаев был всего лишь мелкой сошкой. По их мнению, главари террористической группы, захватившей бесланскую школу, так же как и безответственные российские официальные лица, пытавшиеся к тому же замести следы, ушли от ответственности».
Тему продолжает «Вашингтон пост»: «Процесс во Владикавказе так и не помог выяснить наиболее спорные вопросы, касающиеся кровавой развязки бесланской трагедии… Комитет «Голос Беслана» заявил, что окончание процесса во Владикавказе не должно заслонить собой необходимость привлечения к ответственности сотрудников административных и правоохранительных органов, виновных в преступной халатности. Комитет объединяет матерей погибших при осаде школы детей».
Газета обращает внимание и на другой аспект процесса во Владикавказе: «С начала зачтения приговора не остается сомнений, что Нурпаша Кулаев будет признан виновным по всем восьми пунктам обвинения. Прокурор потребовал вынести ему смертный приговор. Однако после присоединения к Совету Европы Россия объявила мораторий на смертную казнь. По мнению юридических экспертов, скорее всего Кулаев будет приговорен к пожизненному тюремному заключению. Судья может лишь символически приговорить его к смертной казни, зная, что приговор не будет приведен в исполнение».
Вспышка насилия на Кавказе. Об убийстве заместителя министра внутренних дел Ингушетии и о нападении группы чеченских боевиков на армейский патруль в Чечне сообщает из Москвы корреспондент газеты «Нью-Йорк таймс». Заместитель министра Джабраил Костоев, ведавший контртеррористическими операциями в республике, был убит; погибли также еще шесть человек. При нападении боевиков на армейский патруль были убиты пять российских военнослужащих. За день до этого, отмечает газета, произошло вооруженное столкновение в Дагестане. В статье говорится: «На российском Кавказе вновь произошла вспышка насилия… Последние инциденты еще раз заставляют обратить внимание на нестабильную ситуацию в юго-западном регионе России».
«Начиная с 2004 года, боевые действия в Чечне пошли на убыль, и российские вооруженные силы, расквартированные там, испытывают меньшее давление, – пишет газета. – Так, например, по данным министерства обороны Российской Федерации в апреле вооруженные силы потеряли 82 человека – из них только три в Чечне. Но хотя Россия и чеченские ставленники Кремля более прочно контролируют положение, периодические нападения и теракты происходят в соседних республиках. По утверждению самих оставшихся боевиков, они организовали широкую подпольную сеть, которую они сами называют «Кавказским фронтом».
Контртеррористические операции продолжаются. Статью на кавказскую тему напечатала и издающаяся на Лонг-Айленде (в пригороде Нью-Йорка) газета «Ньюсдэй». Ее прислал из чеченского села Старые Атаги корреспондент газеты Себастьян Смит. Статья опубликована под заголовком «Жертвы грязной войны в Чечне». Автор рассказывает о судьбе 25-летнего чеченца Ибрагима Сангариева, похищенного из дома в январе нынешнего года неизвестными вооруженными людьми в камуфляже. Месяц спустя мальчишки-пастухи обнаружили его изрешеченное пулями тело в окрестностях Грозного. «По чеченским стандартам, семье Сангариева еще повезло: она смогла предать тело Ибрагима земле», – пишет газета.
«По словам уполномоченного по правам человека в правительстве Чечни Нурди Нухажиева, за прошедшие десять лет были похищены или пропали без вести более семи тысяч человек, – говорится далее в статье. – А по сведениям правозащитной организации «Мемориал», только за последний года были похищены не менее 316 человек, из которых менее половины остались в живых – после пыток».
«За одиннадцать лет, прошедших после ввода в Чечню российских войск для подавления национального восстания, по официальным данным, погибли десять тысяч российских солдат и офицеров, – пишет газета. – По подсчетам независимых экспертов, за это же время жертвами войны стали около ста тысяч чеченцев, или одна десятая часть всего населения республики. Утихли ожесточенные бои, в результате которых российская артиллерия и авиация сравняли Грозный с землей и практически уничтожили всю инфраструктуру Чечни. Однако упорное и все более радикализированное исламское восстание продолжается».
Автор отмечает, что многие проблемы, с которыми Россия сталкивается в Чечне, аналогичны проблемам, с которым американским войска приходится сталкиваться в Ираке.
«Приехав в Старые Атаги, – сообщает Себастьян Смит, – я своими ушами слышал разрывы артиллерийских снарядов и ракет, которыми с соседней военной базы обстреливали лес. От них сотрясались стены… Доступ к военным источникам в Чечне практически исключен, российские СМИ действуют там в условиях жесткой цензуры. В частной беседе, однако, один местный деятель, занимающий крупный пост в органах безопасности, признал, что «контртеррористическая операция далеко не завершена».
Обзор подготовил Лео Стерн.