Линки доступности

«Нелиберальная демократия»


«Россия – нелиберальная демократия» – под таким названием в Центре Вудро Уилсона прошла конференция, в которой приняли участие видные специалисты по России и американо-российским отношениям.

Несмотря на свое название, конференция была посвящена не столько политике России, сколько политике США в отношении России.

Тон конференции – и интеллектуальный и идеологический – задал первый же докладчик: Хью Рагсдэйл: «Неверно утверждать, что режим Путин становится все менее демократическим. В реальности, он становится все менее либеральным, что полностью соответствует традиции нелиберальной демократии в России».

Непониманием критически важного различия между западной моделью конституционного либерализма и российской демократической моделью, по мнению профессора Рагсдэйла, и объясняются грубые просчеты политики США в отношении России. Определение обеих моделей Рагсдэйл позаимствовал у Фарида Закарии, одного из ведущих американских политических аналитиков.

Демократия есть форма правления, при которой правящий режим формируется в результате свободных и честных выборов. Конституционный либерализм связан не столько с процессом выбора власти, сколько с ее целями, главная из которых – поддержание свободы личности.

«Демократические выборы не раз приводили к тоталитарному режиму, - продолжал Хью Рагсдэйл. - Достаточно вспомнить Наполеона 1 и Наполеона 3, Гитлера, Милошевича, «Хамас»…

Это различие прекрасно понимали еще отцы-основатели США. Джеймс Мэдисон предпочитал демократии либеральную республику. А Александр Гамильтон призывал воздвигнуть «бастионы», защищающие права и свободы личности от произвола ничем не ограниченной власти – государства, общества или церкви. Не случайно Билль о правах, то есть, первые десять поправок к Конституции США, перечисляет права граждан, которые не могут быть отменены никаким электоральным большинством.

«Но России, - говорит профессор Рагсдэйл, - либерализм всегда был чужд. Либеральные партии выходили на российскую политическую арену дважды: в 1906 и 1991 годах. В 1906 году Октябристы получили от 2 до 3 процентов голосов. В 1991 году «Яблоко» и Союз правых сил вместе не набрали и 3 процентов голосов».

А вот демократическая традиция в России, по мнению американского историка, глубоко укоренилась. Он напоминает о Советах 1905 и 1917 годов, о Съезде народных депутатов, о Думе, впервые учрежденной в 1906 году и снова в 1991: Мне кажется, россияне отожествляют демократию с авторитаризмом, порядком, равенством и популизмом. Но ни в коем случае не с либерализмом».

В рамках этой традиции, как один за другим подчеркивали участники конференции, Запад и должен относиться к президенту Путину.

«По мере того, как Путин консолидировал власть и переходил к авторитаризму, популярность его стремительно росла, - заметил политолог, профессор Вирджинского университета Ален Линч. - Его рейтинг стабильно держится на уровне 70 процентов, что напрямую связано с отменой либеральных институтов, отказом от либеральных идей и устранением либеральных политиков. Россияне благодарны ему за восстановление национальной гордости, в основу которой он положил элементы имперского и советского экспансионизма, сталинского порядка и социальные гарантии».

И посему, как подчеркивали участники конференции, Соединенным Штатам пора прекратить попытки перестроить Россию на свой либеральный лад. Профессор права университата Вирджинии Пол Стивен напомнил, что первые усилия в этом направлении в девяностых годах болезненно ударили по американским интересам и вызвали глубокое разочарование у россиян. Возобновление этих усилий выглядит трагическим фарсом.

Тут мы и подошли к главному вопросу конференции: какой должна быть российская политика США, чтобы служить интересам обеих стран? Общее мнение выразил бывший посол в СССР Джек Мэттлок: «Мы должны отказаться от идеологических догм и положить в основу оценки действий правительства России собственные интересы, в первую очередь – экономические. Мы должны прекратить обвинять Путина в антидемократической политике. Это звучит особенно дико, если учесть, что его популярность стабильно держится на уровне 70 процентов, а популярность его обвинителя – президента Буша - находится на уровне 30 процентов».

Только такая позиция, по мнению участников конференции, позволит Соединенным Штатам эффективно сотрудничать с Россией в жизненно важных вопросах взаимных интересов и избежать возврата к Холодной войне.

XS
SM
MD
LG