Линки доступности

Андижан год спустя: перспективы для США и Узбекистана


Прошел год после трагических событий в Андижане. По этому поводу в Вашингтоне прошла конференция под названием «Андижан год спустя: перспективы для США и Узбекистана».

Прошел год, однако до сих пор нет полной картины происшедшего в Андижане в те трагические майские дни 2005 года. Участники конференции затронули широкий круг вопросов, начиная от анализа событий тех трагических дней, положения гражданского общества в Узбекистане, и до попытки оценить влияние этих событий на баланс сил в регионе и перспективы взаимоотношений между США и Узбекиcтаном.

Среди выступающих были сенатор Джон Маккейн, конгрессмен Кристофер Смит, свидетель событий Галима Бухарбаева, юрист из Узбекистана Нозима Камалова, сотрудница научного центра РЭНД Ольга Оликер, вице-президент Международной кризисной группы Марк Шнайдер, исполнительный директор правозащитной организации «Фридом хауз» Дженифер Виндзор.

Было высказано мнение, что отношение правительства Узбекистана к США начало ухудшаться еще до андижанских событий, в связи с «цветными революциями» в Грузии, Украине и Кыргызстане. Неправительственные организации, а также американская идея демократизации стали рассматриваться властями Узбекистана как серьезная угроза стабильности режима.

«Ситуация с правами человека в Узбекистане компрометировала позицию США в Центральной Азии, а жестокий авторитаризм ставил под угрозу стабильность в стране, – заявил, выступая на конференции, сенатор Джон Маккейн. – Вопрос сегодня не в том, в каком объеме поддерживать военное сотрудничество с Узбекистаном, а как быстро и как можно далеко сделать шаг назад».

«Узбекистан сам разрешил этот вопрос, – продолжал сенатор. – Он вытеснил американцев с военной базы Карши-Ханабад и в одностороннем порядке нарушил договор от 2002 года об антитеррористическом сотрудничестве. Ташкент также начал проводить антиамериканскую пропаганду. Были инсценированы антиамериканские протесты, на которых говорилось, что США поддерживают исламский экстремизм, прикрываясь красивыми лозунгами о развитии демократии. Президент Ислам Каримов заявил, что США ответственны как за «цветные революции» в других странах, так и за андижанские события. По его словам, протестующие получали средства от нашего посольства в Ташкенте. Факты неопровержимы: Узбекистан перестал быть страной, дружественной Америке, и больше не является нашим региональным партнером. Цели, которые преследует правительство Узбекистана, в корне отличаются от наших интересов и наших ценностей».

Соглашение, подписанное между Россией и Узбекистаном о стратегическом сотрудничестве, по времени совпадает с принятием Европейским Союзом санкций против Узбекистана. Выступающие призвали правительство США принять против Узбекистана – и, в частности, против семьи Каримова – аналогичные санкции.

В ответ на это конгрессмен Кристофер Смит в своем выступлении на конференции сказал: «Недавно предложенный мною закон имеет раздел о санкциях в отношении Узбекистана. Во-первых, положение о ограничении ассигнований иностранных операций станет частью закона. Согласно этому положению, США могут спонсировать узбекское правительство только в том случае, если государственный секретарь США определит, что в Узбекистане наблюдается стабильный прогресс в отношении соблюдения прав человека, и если правительство страны начнет проводить заслуживающее доверие расследование событий в Андижане».

«Кроме того, – продолжал конгрессмен, – новый законопроект отражает санкции, предложенные Евросоюзом, ограничивающие выдачу виз и экспорт боевой техники. Раздел о санкциях также предлагает заморозить имущество членов узбекского правительства, их семей и сотрудников, имеющих отношение к событиям в Андижане или другим случаям нарушений прав человека».

Информация, поступающая из страны, крайне скудная, поэтому сложно оценить то, что на самом деле происходит в стране и что может произойти в Узбекистане в будущем.

Выступающие отметили, что правительство Узбекистана отказалось от независимого международного расследования и что этот факт является серьезным препятствием для дальнейшего сотрудничества между США и Узбекистаном.

XS
SM
MD
LG