Линки доступности

Экологическая премия Голдмана вручена украинскому юристу


Принципиальная позиция и профессионализм молодого юриста Ольги Мелень из Львова привели к победе в судебном процессе против правительства. За спасение уникального природного объекта мирового значения Ольга Мелень стала единственным от Европы лауреатом премии Голдмана этого года.

Инна Дубинская:
У строителей и сторонников этого канала в дельте Дуная была серьезная экономическая, социальная и даже политическая аргументация. Тем не менее, суд принял решение в пользу тех, кто защищает окружающую среду, беспокоится о состоянии экологии. Как вы думаете: почему это произошло?

Ольга Мелень:
Дело в том, что, когда мы обращались в суд, мы обращали внимание только на экологические вопросы, на нарушение экологического законодательства и на большую возможность причинения вреда дельте Дуная. То есть, мы как бы оспаривали в суде решение министерства экологии, не останавливаясь на экономических и политических деталях. Мы только указывали на нарушения экологического законодательства. Но, как показала практика и нынешняя ситуация, строительство канала не было обосновано никакими серьезными экономическими аргументами. Как показали проверки разных контрольных служб, удалось добиться только пятнадцать процентов прибыли, которая была первоначально запланирована. Как показывали несколько дней тому назад по телевизору, журналисты проводили исследование и доказали, что на канал было потрачено сто двадцать миллионов украинских гривен, а прибыль получили только пять. И в этом видно экономическое обоснование, которое было у проекта. Конечно, решение судьи было очень неожиданным, в первую очередь, для другой стороны. Судья проявил смелость. Это было очень смелое решение. Осудили такой проект, который как бы поддерживал даже президент. Было несколько указов президента, что, мол, нужно строить канал.

И.Д.:
Оля, вы совершенно справедливо заметили, что решение судьи – акт его гражданского мужества, свидетельство торжества правосудия еще при президенте Кучме, то есть – еще в предреволюционную эпоху. А вот удастся ли вам и другим противникам строительства канала найти аргументы и убедить администрацию президента Ющенко не осуществлять планы второго этапа строительства Дунайско-Черноморского канала?

О.М.:
Я думаю, что удастся. У нас есть большая надежда, что мы сможем остановить строительство быстро. Остановить до того, пока не будет проведено хорошее научное исследование воздействия, которое окажет канал. До сегодняшнего дня хорошего научного исследования не было. У нас есть уже первые признаки будущих успешных результатов – наше министерство экологии снова возвратило документацию на доработку. Там были некоторые негативные моменты. Было нарушение законодательства. И общественность также активно комментировала эту документацию, которую министерство транспорта отдало на экологическую экспертизу. И я считаю заслугой общественности, что министерство вернуло документацию на доработку. То есть, вторая очередь приостановлена. Она не может сейчас иметь места. И я надеюсь, что новый президент и все ключевые министры, то есть – министр транспорта и министр экологии, посмотрят на эту проблему с другой стороны и, может, остановятся на альтернативных вариантах – сейчас все говорят об альтернативных вариантах, они могут быть экономически обоснованы – и таких, которые обладают долгосрочными перспективами.

И.Д.:
Что для вас лично значит присуждение этой высокой международной награды – Экологический приз Голдмана.

О.М.:
Для меня это является подтверждением того, что я сделала правильный выбор, начав заниматься экологией и начав защищать экологические интересы и права граждан и окружающую среду. То есть, это действительно был правильный выбор, потому что я занимаюсь хорошим делом. Этим мало кто занимается. Но наше дело правое, и нужно им заниматься.

XS
SM
MD
LG