Линки доступности

Фильм о Беслане на фестивале «Трайбека»


В Нью-Йорке уже в 5 раз проходит ежегодный кинофестиваль «Трайбека». Своим названием фестиваль обязан району Манхэттена, где находился разрушенный террористами Всемирный торговый центр.

Этот кинофестиваль был задуман Робертом Де Ниро и его продюсером Джейн Розенталь 5 лет назад, вскоре после 11 сентября 2001 года, как гражданский жест, целью которого было вернуть животворную энергию району Нью-Йорка, наиболее пострадавшему от терактов. С тех пор фестиваль превратился в одно из наиболее значимых событий культурной жизни города.

В этом году в рамках этого киносмотра будет представлено более 250 фильмов из 40 стран мира. Многие из этих работ обращаются к одной из самых острых тем нашего времени – терроризму.

Фестиваль открылся премьерой художественного фильма «Рейс 93», который прослеживает трагические события, развернувшиеся 11 сентября на борту самолета авиакомпании «Юнайтед», захваченного террористами: панику среди пассажиров и их героическое сопротивление, завершившееся крушением лайнера в штате Пенсильвания. Сейчас, по прошествии пяти лет после терактов, к этой болезненной теме обращается Голливуд, хотя далеко не все американцы к этому готовы, «Рейс 93» шокировал некоторых зрителей.

Способна вызвать шок и другая лента, премьера которой состоялась в рамках фестиваля Трайбека: документальный фильм «3 дня в сентябре», повествующий о захвате чеченскими террористами школы №1 в Беслане. Фильм был создан продюсерами и журналистами “CBS” по заказу кабельного телеканала «Шоу-тайм». Автор сценария и режиссер Джо Хэлдерман считает, что в США это страшное событие, которое некоторые называют «русским 11 сентября», не получило достаточного внимания. Он пытался рассказать об этой трагедии с точки зрения тех, кто ее пережил.

«Это фильм о людях и о человечестве, - говорит автор ленты. - Это не о том, как банда сумасшедших чеченских террористов захватила школу в маленьком городке в России. Это фильм о попытке обычных людей выжить, выпутаться из невероятно сложной ситуации».

На премьеру в Нью-Йорк приехала 18-летняя Дарья Фадеева, чья младшая сестра Аля находилась среди заложников в захваченной террористами школе. Именно рассказ Дарьи лег в основу сценария. По ее словам, тяжелее всего было пережить неизвестность. В течение трех дней Дарья и ее мать ничего не знали о судьбе Али. И даже после того, как начался штурм школы и оставшимся в живых удалось ее покинуть, они не сразу смогли отправиться в больницу:

«Был настолько интенсивный огонь, что невозможно было реально передвигаться по городу, и вертолеты висели настолько низко, что было такое чувство, что началась война», – рассказывает Дарья Фадеева.

В фильме использована видеозапись, сделанная в школе №1 самими террористами. Эта пленка была найдена в руинах школьного здания местными мальчишками, которые совершенно безвозмездно передали ее продюсеру фильма, бывшему корреспонденту “CBS” в Москве Джонатану Сэндерсу. Он считает, что этот факт сам по себе многое говорит о растущем недоверии россиян к отечественным средствам массовой информации, которые передавали заниженные данные, сначала о числе заложников, а затем о числе погибших: «Они мне верили больше, чем своим. Это парадокс, но он нам очень помог».

По мнению Хэлдермана, тот факт, что уникальная видеозапись была обнаружена местными подростками, а не следователями, указывает на удивительно низкий профессиональный уровень последних: «Если бы это произошло здесь, ФБР разобрало бы это здание по кирпичику».

У жителей Беслана много вопросов к властям:

«На самом деле, ведь наши границы должны охраняться… Как такое могло произойти? - продолжает Дарья Фадеева. - Есть же люди, которые ответственны за это».

Дарья не имеет в виду террористов. Их вина для нее очевидна. Дарья террористов и за людей не считает.

Джо Хэлдерман надеется, что посмотревшие его фильм зрители согласятся с тем, что терроризм неприемлем, вне зависимости от того, какие цели провозглашают террористы. В то же время, он призывает к диалогу – даже с радикальными исламистами – и утверждает, что необходимо искать политическое решение чеченской проблемы: «Я не говорю, что Шамиль Басаев не должен быть наказан за его действия. Отнюдь нет. Я считаю его преступником, и он должен понести наказание. Но это не значит, что у этого конфликта нет политического решения».

Джо Хэлдерман отмечает, что жители Беслана стремились поведать о пережитом западным журналистам в надежде на то, что таким образом мир узнает правду: «Они так страстно рассказывали нам обо всем, будто верили, что это само по себе станет первым шагом к решению проблемы», - говорит режиссер, добавляя, что чувствует себя ответственным перед теми людьми, которые доверили ему свои самые сокровенные переживания.

Символично, что премьера этого фильма состоялась на фестивале, который своим существованием обязан терактам 11 сентября.

XS
SM
MD
LG