Линки доступности

Тегеран отвечает Москве отказом


Иран отверг призыв России остановить процесс обогащения урана. Глава российского МИДа Сергей Лавров в телефонной беседе со своим иранским коллегой Манушером Моттаки пытался убедить его в том, что лишь конкретные шаги Тегерана способны восстановить международное доверие к стране. Лавров призвал также Иран сотрудничать в полном объеме с МАГАТЭ во всех вопросах, касающихся его ядерных программ.

В субботу заместитель председателя иранской Организации атомной энергетики Мохамед Саиди заявил государственному телевидению, что Тегеран продолжит обогащение урана. «Вместе с тем, - продолжал он, - Иран готов возобновить разрешение МАГАТЭ проводить инспекции с краткосрочным уведомлением при условии, что Совет безопасности ООН откажется от дальнейшего обсуждения иранской ядерной проблемы и вернет ее в компетенцию Международного агентства по ядерной энергии». В феврале Иран запретил такие инспекции после передачи его ядерного досье в Совбез.

Саиди сказал, что Исламская республика Иран значительно продвинулась на технологическом фронте в результате установки двух современных центрифуг на ядерном объекте в Натанзе в центре страны.

Заявления Саиди последовали за передачей главой МАГАТЭ Мохамедом эль-Барадеи доклада его организации Совету безопасности ООН. Как явствует из этого документа, Иран, вопреки международным требованиям, продолжает процесс обогащения ядерного топлива. Эль-Барадеи призвал Тегеран проявить больше готовности к сотрудничеству.

Как сообщили западные дипломаты в ООН, они намерены в течение недели внести в Совет безопасности резолюцию о придании требованиям Совета законной силы. В пятницу представитель США в ООН Джон Болтон подчеркнул, что проект резолюции будет составлен в самых решительных тонах: «Этот документ сделает обязательными требования, предъявленные Ирану резолюциями МАГАТЭ. Таким образом, слово останется за Ираном. Им предстоит решать, намерены ли они выполнять обязательства, вытекающие из Устава ООН».

Россия и КНР – два постоянных члена Совета безопасности, обладающие правом вето – до сих пор не выражали готовности поддержать даже ограниченные санкции против Ирана. Неизвестно, изменится ли позиция России после субботней беседы Сергея Лаврова с министром иностранных дел Ирана.

Тегеран продолжает настаивать на том, что его ядерные амбиции ограничены желанием обеспечить страну электроэнергией, и что все исследования носят мирный характер. В пятницу президента Ирана Махмуд Ахмадинеджад подчеркнул неотъемлемое право его страны использовать ядерную технологию для гражданских целей, заявив, что это – «наша красная черта, от которой мы никогда не отступим».

9 мая в Нью-Йорке назначено заседание министров иностранных дел пяти постоянных членов Совета безопасности ООН и Германии для обсуждения иранской ядерной программы.

Тем временем, госсекретарь Кондолиза Райс обвинила Иран в попытках «затеять игру» с международным сообществом по поводу своей ядерной программы. В воскресном интервью американскому телевидению Райс отметила, что Тегерану следует «очиститься от подозрений» и ответить на все вопросы, вызывающие в мире серьезное беспокойство.

В Тегеране представитель МИДа сказал, что его правительство готово решать все остающиеся проблемы путем переговоров, но что западные требования о прекращении обогащения урана больше не стоят в повестке дня Ирана.

XS
SM
MD
LG