Линки доступности

Возможные последствия военного удара по Ирану: мнения экспертов


Соединенные Штаты ищут пути дипломатического воздействия на Иран, чтобы побудить его отказаться от ядерных амбиций. Параллельно с этим обсуждается вопрос о том, что если дипломатия не приведет к успеху, может быть предпринят военный удар.

Конфронтация некоторых стран Запада с Ираном по поводу его ядерных амбиций с недавних пор перешла на новый уровень – после того, как президент Ирана Махмуд Ахмадинежад объявил об успешном завершении экспериментальных работ по обогащению урана, который необходим для реакторов, вырабатывающих электроэнергию. Обогащенный уран также может стать «начинкой» атомных бомб.

Иранские власти настаивают на том, что проводящаяся в стране ядерная программа имеет исключительно мирное назначение. Однако США и Европа считают, что подлинная цель Тегерана – создание арсеналов атомного оружия. Аналитики указывают, что работы по обогащению урана идут в разрез с резолюцией Совета Безопасности ООН, который потребовал от Ирана прекратить подобные действия.

Тем временем в Вашингтоне ширится дискуссия, вызванная сообщениями печати о том, что правительство США, по всей вероятности, разрабатывает планы военного удара по иранским ядерным объектам. Правда, представители американского правительства отвергли эти сообщения, назвав их «фантазиями». Президент Буш отметил, что предпочитает действовать путем дипломатии. «Мы хотим решить этот вопрос с помощью дипломатических мер, и мы неустанно работаем над этим», – сказал президент. Однако тут же он добавил, что «возможны любые варианты». На языке дипломатии это означает, что нанесение военного удара не исключается.

Эксперт по ядерному оружию Совета по международным отношениям Джозеф Сиринсионе считает, что сигнал, посылаемый Белым Домом, совершенно ясен: «Мы говорим, что военный удар по Ирану – реальная возможность. А если это произойдет, то начнется война. Для них такой удар станет их Перл-Харбором, который сплотит население страны вокруг правительства, как это происходит в таких случаях в любой стране. Если вы хотите, чтобы Ахмадинежад оставался у власти еще пять лет, – атакуйте Иран. И учтите, что в ответ Иран развернет военные действия против нас, и будет наносить удары в такое время и в таких регионах, где ему будет удобно. Мы будем направлять ход войны только до нанесения первого удара. После этого ситуация выйдет из-под нашего контроля. И тогда война в Ираке будет выглядеть как легкая предварительная разминка».

В своей недавней речи президент Ирана заявил, что в его стране создана могучая армия, способная защитить свои границы. Эксперты говорят, что Иран может ответить на военный удар многими способами. Джеймс Доббинс, бывший сотрудник государственного департамента, а ныне сотрудник корпорации РЭНД, считает, что Иран в первую очередь нанесет удар по американским объектам: «Они могут непосредственно атаковать американские военные объектам в регионе, используя как собственные военные подразделения, так и террористические группы. Они могут оказать на нас экономическое давление, ограничив или полностью прекратив экспорт нефти. Любые их акции взвинтят цены на нефть – просто из-за ненадежности доступа в Персидский залив».

Некоторые аналитики допускают, что в случае конфликта Иран может нанести удар по нефтяным объектам других стран, например, по крупному нефтеперерабатывающему предприятию Рас Танура в Саудовской Аравии. Он может попытаться нарушить транспортировку нефти, атакуя танкеры, проходящие Ормузский пролив. Ряд экспертов указывают, что подобные действия могут взвинтить цены на нефть до 200 долларов за баррель, то есть втрое выше нынешних, а это подорвет всю мировую экономику.

Военный эксперт Брэдфордского университета (Великобритания) Пол Роджерс не исключает другого варианта ответа Ирана на военный удар. «Мы можем ожидать от Ирана усиления помощи военизированным группировкам в Ираке, – говорит он. – В основном сейчас террористические акты в Ираке организуют боевики-сунниты, находящихся в стране или проникающие в нее из-за рубежа. Шиитские военизированные группировки до сих пор не играли в этом заметной роли (за исключением противостояния в Наджафе несколько лет назад). Но потенциальная возможность имеется. Если по Ирану будет нанесен удар, то оппозиция американскому присутствию в Ираке со стороны военизированных группировок шиитов еще более возрастет, и иранские революционные бригады будут оказывать им содействие. Подобный вариант развития событий нельзя недооценивать».

Мишенью ответных ударов Ирана может стать Израиль, указывают многие эксперты. Среди них – полковник ВВС США в отставке Сэм Гардинер, который провел несколько военных игр с предполагаемым участием Ирана. «Даже если удар будет нанесен Соединенными Штатами, обвинят Израиль, – полагает он. – В Иране легко верят любой клевете на Израиль, и она будет хорошо резонировать с мусульманской ненавистью к еврейскому государству. Можно ожидать, что Иран нанесет удары по Израилю или подрядит на это организацию “Хезболла”».

Аналитики также опасаются, что военный удар по Ирану еще более увеличит антиамериканские настроения на Ближнем Востоке. «Реакция мусульманского мира непредсказуема, – напоминает Джозеф Сиринсионе. – Но если по телевидению будут показывать женщин и детей, извлекаемых из-под обломков зданий, разрушенных американскими бомбами, американские посольства по всему миру могут стать жертвами поджогов. Я не стал бы недооценивать ненависть против США в мусульманском мире и того, насколько она усилится после удара по Ирану».

Аналитики сходятся на том, что международное сообщество должно найти дипломатическое решение проблемы, созданной ядерными амбициями Ирана. Только такое решение позволит избежать военного столкновения, со всеми вытекающими последствиями.

XS
SM
MD
LG