Линки доступности

Обзор печати от 28 апреля 2006 г.


Иранский атом: эквилибристика на грани. В пятницу Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) передало в Совет Безопасности ООН доклад по иранской ядерной программе. В докладе констатируется, что Иран не выполнил требование Совета прекратить работы по обогащению урана в течение месяца – до 28 апреля. Теперь Совету Безопасности предстоит решить, какие меры должны быть применены к Ирану. В этой напряженной ситуации Россия усиленно лавирует, стараясь не оттолкнуть Иран от себя и одновременно сохранить modus vivendi с Западом. «Вашингтон пост» посвятила позиции России в иранском кризисе статью под заголовком «Деликатное балансирование на канате».

«Президент Владимир Путин старается позиционировать Россию как брокера в международных отношениях, – пишет столичная газета. – В этой ситуации ему приходится маневрировать между российскими интересами в Иране и необходимостью сохранять определенную меру сотрудничества с Западом. Дилемма, стоящая перед Москвой, усугубляется усиливающимся международным давлением на Иран. При обсуждении санкций против Ирана в Совете Безопасности ООН Россия и три других члена Совета, обладающие правом «вето», – США, Великобритания и Франция, – очевидно, будут противостоять друг другу».

«Возражения России против введения санкций объясняется несколькими сложными и переплетенными между собой политическими и экономическими интересами, а также соображениями безопасности, – отмечает газета. – Если в Совете Безопасности встанет вопрос о введении санкций, Россия может избрать один из трех вариантов: проголосовать «за», «против» или воздержаться». По мнению «Вашингтон пост», самое большее, на что может согласиться Россия, – принятие резолюции с резкой критикой Ирана и требованием соблюдать предписания МАГАТЭ.

«Газпром» обживается в Европе. «Нью-Йорк таймс» и «Уолл-стрит джорнэл» информируют о соглашении между российской компанией «Газпром» и немецкой холдинговой компанией BASF, заключенном на российско-германском саммите в Томске в присутствии президента Владимира Путина и канцлера Ангелы Меркель. По мнению нью-йоркского издания, в результате этой сделки «Газпром» расширил свое присутствие на европейском рынке поставщиков газа.

«Соглашение «Газпром»-BASF – последнее по времени бизнес-мероприятие в Европе, предпринятое этой крупнейшей в мире газовой компанией, – пишет московский корреспондент «Нью-Йорк таймс» Эндрю Крамер. – «Газпром» старается приобрести энергетические предприятия, чтобы пополнить свои европейские активы, и одновременно приступил или намеревается приступить к сооружению газопроводов на севере, в Балтийском море, и на юге – в Турции». Что же касается немецкой фирмы, то она приобрела 25% акций одного из самых больших сибирских газовых месторождений».

«Для держателей акций «Газпрома» нынешний год – весьма удачный, – сообщает газета. – За время с 30 декабря 2005 года рыночная стоимость «Газпрома» возросла на 100 миллиардов долларов. На сегодня «Газпром» является четвертой по величине мировой компанией, акции которой продаются на международных биржах».

Некоторые уточнения в информацию в «Нью-Йорк таймс» вносит «Уолл-стрит джорнэл». Это ведущее издание американских финансовых и деловых кругов называет другую долю акций, которую получит BASF: 35%. В результате сделки «европейская энергетическая индустрия отчаянно старается обеспечить поставки газа из Сибири, – говорится в статье. – На прошлой неделе представители «Газпрома» заявили, что если компанию будут блокировать в Европе, она может переключиться на поставки Китаю или Северной Америке. Теперь немецкой фирме удалось заполучить свою долю в разработке нового газового месторождения в Сибири в обмен на более значительную роль в снабжении западной Европы российским газом».

Уроки Чернобыля. Двадцатую годовщину Чернобыльской атомной катастрофы газета «Крисчен сайенс монитор» отметила статьей научного сотрудника Совета по международным отношениям Чарлза Фергюсона «Ядерные уроки для нашего времени». Автор статьи напоминает, что в нынешней международной и экологической ситуации – самое время вспомнить об уроках Чернобыля.

«Со времени чернобыльской трагедии минуло двадцать лет. За двадцать лет происходит смена поколений, – пишет автор. – В течение нескольких десятилетий в области сооружения новых АЭС наблюдался застой, но сегодня атомная промышленность готовится к новому возрождению, и поэтому совсем нелишне вспомнить об уроках, которые оставил нам в наследство Чернобыль. В 1986 году, в год Чернобыля, кошмарами атомного века были разрушительные аварии реакторов, термоядерная война между США и СССР, распространение ядерного оружия и ядерный терроризм».

«Первая угроза сегодня в значительной степени уменьшилась, но все остальные во многом возросли и требуют срочного внимания к себе, – говорится далее в статье. – Несмотря на распад СССР пятнадцать лет назад, Соединенные Штаты и Россия по-прежнему сохраняют тысячи ядерных боеголовок, которые они готовы пустить в ход против друг друга. Недавнее усовершенствование американских ядерных арсеналов с целью достижения ядерного превосходства подталкивают Россию к увеличению ассигнований на ядерное оружие. В результате обе стороны усиливают вероятность возникновения ядерной войны – преднамеренной или случайной».

«Москва и Вашингтон обязаны возобновить переговоры об ограничении вооружений и как можно скорее договориться о сокращении своих ядерных арсеналов до менее чем 1000 боеголовок у каждой стороны. В силу этого двадцатая годовщина Чернобыльской трагедии является своевременным напоминанием о том, что может произойти без тщательной продуманной системы безопасности», – пишет «Крисчен сайенс монитор».

Обзор подготовил Лео Стерн.

XS
SM
MD
LG