Линки доступности

Политика «Газпрома»


Намерение российского монополиста – концерна «Газпром» – повысить цены на поставляемый в Беларусь природный газ продолжает активно обсуждаться политиками и экспертами. «Голос Америки» попросил прокомментировать ситуацию Андерса Ослунда, аналитика вашингтонского Института международной экономики, в свое время работавшего экономическим советником при правительствах Украины и Кыргызстана.

Алекс Кэмпбелл:
Буквально через несколько дней после выборов президента республики Беларусь «Газпром» объявил о намерении резко увеличить цены на поставляемый Беларуси природный газ. В то же время президент Путин был одним из трех или четырех лидеров государств мира, поздравивших Лукашенко с избранием. Как, на ваш взгляд, можно объяснить такую политику, я бы сказал, «кнута и пряника» со стороны Кремля в отношении Лукашенко?

Андерс Ослунд:
Сейчас «Газпром» – это в основном коммерческая организация. И по поводу Беларуси еще до выборов решили требовать такие цены, которые «Газпром» хотел. После выборов – пожалуйста, рыночное право снова работает.

А.К.:
Какую роль играет Беларусь в общей стратегии газового экспорта России в Западную Европу? Украина, Балтийское направление и Беларусь? Какое самое важное для России? Или же Россия будет стремиться уйти от зависимости?

А.О.:
Россия, конечно, не сможет уйти от зависимости до тех пор, пока не появятся новые транспортные каналы. Сегодня 80% газа, который Россия экспортирует в Европу, проходит через Украину. Это значит, что Украина наиболее важна. И 20% газа – через Беларусь и Польшу. Единственный выход для России – строить больше трубопроводов, что сейчас и делается через Балтийское море. Но этот трубопровод не будет достаточно крупным, чтобы пропускать весь газ, и его строительство не кончится раньше 2010 года. До этого момента в своем экспорте в Европу «Газпром» будет более всего зависим от Украины.

А.К.:
Независимые эксперты считают, что белорусская экономика не выдержит даже двукратного повышения цен на поставляемый из России газ. Вместе с тем, отмечают, что «Газпром» намерен увеличить цену в три раза. Как повлияло резкое повышение цен на газ на украинскую экономику? Пережила ли она это? Сумела ли она адаптироваться?

А.О.:
Украина – самая энергоемкая страна мира. И это – неприемлемо. В Украине очень много устаревших производств. Там просто необходима реконструкция. Приблизительно половина металлургических заводов в Украине имеют мартеновские печи, которые на сегодняшний день недопустимы в производстве. Половина нефтеперерабатывающих заводов в Украине стоят из-за необходимости модернизировать их. Экономический рост в этом году, как было в прошлом году и прогнозируется в будущем году, составит два-два с половиной процента. Украина проходит через необходимую реконструкцию, поскольку нельзя тратить столько энергии, сколько она тратила в прошлом.

Для Беларуси повышение цен будет намного легче. Больше всего в Беларуси машиностроения. Беларусь имеет сегодня очень высокий экономический рост из-за того, что просто живет на нефти и газе России – дешево покупает и дорого продает. И правильно делает. Но непонятно, почему «Газпром» это разрешал. Из-за того, мне кажется, что ценовая политика «Газпрома» в этом случае была совершенно противоестественна.

А.К.:
Многие обозреватели считают, что такая мягкость или, скажем, уступчивость России в отношении Беларуси в ценовой политике объясняется намерением России ассимилировать Беларусь или, посредством так называемого «союзного государства» добиться объединения двух стран в какую-то конфедерацию. Что вы думаете по этому поводу?

А.О.:
Мне кажется, что в Москве имеются разные мнения по этому поводу. Я не вижу там единой или преобладающей точки зрения в этом отношении.

А.К.:
Какие страны, кроме Беларуси, получают такой дешевый газ?

А.О.:
Только Беларусь и Украина. Другие страны платят относительно нормальные цены.

А.К.:
Некоторые обозреватели считают, что, если «Газпром» будет настаивать на значительном увеличении цен на газ, Беларусь существенно поднимет цены за транзит газа. Сможет ли Беларусь компенсировать повышенную цену газа повышением цен за его транзит?

А.О.:
Транзит газа должен стоить меньше самого газа. А вообще «Газпром» сейчас действует больше из коммерческих соображений, чем из политических. И это видно по тому, что иностранные инвесторы сейчас любят «Газпром». В этом году цены на акции «Газпрома» повысились уже более чем на 40%. Так что на Уолл-стрите считают, что «Газпром» действует сейчас вполне разумно и намного лучше, чем раньше.

XS
SM
MD
LG