Линки доступности

Судьба ликвидаторов-чернобыльцев


26 апреля исполняется 20 лет с момента катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции. Последствия этой аварии сегодня сильнее всего ощущаются в трех государствах – на Украине, в Беларуси и в России, где живет наибольшее количество ликвидаторов последствий аварии на энергоблоке чернобыльской АЭС.

Как сегодня живется ликвидаторам-чернобыльцам?

Пожалуй, главной проблемой является состояние их здоровья. Об этом говорят и врачи, и работники социальной сферы, и сами ливидаторы-чернобыльцы. Вот точка зрения заместителя руководителя по организационной работе петербургского регионального отделения Союза «Чернобыль России» Михаила Тимофеева:

«Основные проблемы это, конечно, проблемы здоровья, потому что в Санкт-Петербурге – порядка двух тысяч инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы. Вот у нас недавно была конференция, где выступал профессор Новожилов, доктор наук. Он прогнозирует сейчас вспышку онкологических заболеваний. На ранней стадии онкологию можно как-то лечить, а если ее запустить, это, практически, уже невозможно. Плюс к этому, статистика показывает, что количество заболеваний на одного чернобыльца увеличилось с трех до семи, значит, у каждого чернобыльца – целый букет. Естественно, все это требует повышенного внимания к этому контингенту».

По словам Михаила Тимофеева, сегодня ежемесячные выплаты чернобыльцам колеблются от 7 до 15 тысяч рублей в месяц. Между тем, далеко не все ликвидаторы удовлетворены существующим положением. Так, Сергей Кулиш, который в апреле 86 года был командиром отделения радиационно-химической разведки, неоднократно объявлял голодовку в знак протеста против отмены индексаций выплат ликвидаторам. По его данным, сегодня выплаты должны быть увеличены (с учетом инфляции с 97 года) примерно в 20 раз.

В начале апреля этого года Сергей Кулиш снял документальный фильм под названием «Геноцид в награду за подвиг». Вот как он рассказывает об этом фильме:

«Главными виновниками этого геноцида являются представители организации «Чернобыль России» и чиновники на уровне регионов и на уровне государства. Это тот же министр Зурабов, который издает такие законы, как пресловутый 122-й – его знают, как «Монетизация». И к чернобыльцам это имеет очень большое отношение, так как их это очень сильно коснулось, особенно в связи со здравоохранением – были отменены очень многие лекарства, мы их не получаем до сих пор, налаженная система, которая была, она вся рухнула, нам отменили зубопротезирование, которое помогает одной из самых главных болезней чернобыльцев. Многие болезни скрываются, отношение со стороны врачей очень плохое: замалчиваются болезни, их вовремя не обнаруживают, и многие люди умирают от рака. У меня есть конкретные примеры: три мои соседа по подъезду умерли от рака в течение трех лет, и умерли не потому, что заболели, а потому, что им не оказывали помощи – они не знали о своей болезни».

За свои расхождения с руководством Союза «Чернобыль России» Сергей Кулиш в прошлом году был исключен из этой организации. Сейчас он завершает очередную голодовку протеста, сворачивать борьбу за права ликвидаторов он не собирается.

А каковы главные выводы, которые стоило бы сделать не только руководству России, Украины и Беларуси, но и всему мировому сообществу из последствий чернобыльской катастрофы?

Вот мнение Михаила Тимофеева:

«Сейчас прошло 20 лет после аварии в Чернобыле, но сказать, что о нем надо забыть и не вспоминать, нельзя. Потому что тот объект укрытия, который прослужил 20 лет – гарантия ему была дана на 20 лет. Решать проблему чернобыльского Четвертого блока надо и дальше, причем решать более кардинально, чем это было сделано. В то время ничего другого кроме создания саркофага-укрытия ничего нельзя было сделать. И сейчас настал момент, когда надо задуматься о том, что те массы радиоактивных элементов, которые находятся внутри – с ними надо что-то делать. То есть, это либо создание второго укрытия, либо бетонирование его. Но это вопрос, который требует внимания. И, хоть у нас и произошло разделение Украины и России, но, если что-то случится, опять будут затронуты и Россия, и Украина и Беларусь. То есть, это вопрос, который требует совместного решения всего Содружества. И здесь, если политические мотивы мы поставим впереди безопасности наших людей в государствах, это будет неправильно».

Сергей Кулиш считает необходимым обратить самое пристальное внимание на Сосновоборскую атомную электростанцию под Санкт-Петербургом, где установлены реакторы так называемого «чернобыльского типа». И это вызывает у бывшего ликвидатора самые серьезные опасения.

«Почему я провожу эти акции – потому что, может быть, я понимаю, насколько все это опасно. Когда я был в Чернобыли и проводил разведку – когда один ходишь по прекрасным селам, где все цветет и пахнет, и где все пусто, буквально нет ни одной живой души, это очень страшно. Только мертвый скот. Это просто боль: что может принести мирный атом. И поэтому я наверно один из немногих бью тревогу, чтобы людям показать, что нужно обратить внимание. Если Сосновоборск сорвется, то куда будут Санкт-Петербург эвакуировать, непонятно. Потому что Сосновоборск, говорят, уже изжил себя, мелкие аварии там были. А если крупная будет, мало не покажется. Будет очень страшно.

Еще в 10 годовщину живущие в Санкт-Петербурге ликвидаторы проводили голодовку в знак протеста против безразличного, с их точки зрения, отношения властей к нуждам чернобыльцев. Сегодня ситуация также не во всем внушает оптимизм. По крайней мере, об этом свидетельствует фильм «Геноцид в награду за подвиг». О том, в какую сторону изменится положение вещей еще через 10 лет, предсказать не берется никто.

XS
SM
MD
LG