Линки доступности

Торговая война в СНГ: истина в вине?


Вслед за принятым на этой неделе заявлением Госдумы России о поддержке мер по ужесточению санитарного контроля на ввозимую в страну сельхозпродукцию Роспотребнадзор потребовал изъять из оборота все импортные молдавские и грузинские вина. Какова политическая и экономическая подоплека такого решения? И как долго может продлиться новая торговая война между Россией и ее соседями?

Официальная позиция российских властей известна. Напомню, главный санитарный врач России Геннадий Онищенко заявляет, что более половины всех грузинских и молдавских вин не соответствуют стандартам, и пробы показывают, что процентное соотношение некачественного импортного вина не идет на убыль. Любопытно, что с этим заявлением согласно большинство российских экспертов, в том числе и независимых. Однако даже они все-таки оговариваются, что, например, зловещих пестицидов и тяжелых металлов в грузинских и молдавских винах не обнаруживают.

И это еще раз подтверждает, что без политики здесь не обошлось. Грузинское и молдавское руководство объясняют нынешние санкции Москвы исключительно политическими причинами. И в частности - несговорчивостью Кишинева и Тбилиси по целому ряду вопросов. Ведь сегодня Москва не принимает запретительных мер против армянских, азербайджанских, приднестровских дешевых вин, которые тоже вряд ли могут похвалиться качеством.

Грузинские и молдавские власти подчеркивают, что способны диверсифицировать свои рынки сбыта, переориентировавшись на Евросоюз и Китай. Президент Михаил Саакашвили даже поручил продвижение грузинского вина на новые рынки лично министру обороны. Но это, согласитесь, больше похоже на политический пиар, чем на реальную экономику. Ведь что не говори, торговать даже вином с соседней Россией Грузии куда более удобно, чем с далеким Китаем.

Конечно, такая торговля удобна и для России. А потому российский бизнес от новых запретов на ограничения поставок сельхозпродукции из Молдавии и в Грузии уже несет убытки. И немалые. Особенно, инвесторы молдавской винно-водочной промышленности. Но смогут ли они сейчас пролоббировать свои экономические интересы в этой большой политической игре? А что касается рядового российского потребителя, то он настолько свыкся с полукриминальными порядками на отечественном рынке алкоголя, что вряд ли почувствует реальное улучшение ситуации в этой сфере от выборочных политизированных запретов.

Официально нынешние ограничения носят временный характер, но сроки их никто не устанавливал. Более того, упорно ходят слухи, что участь грузинских и молдавских вин постигнет и коньячную продукцию из этих стран. Надо полагать, что и такая мера - судя по тому, как развиваются события в Приднестровье, в Южной Осетии и Абхазии - не окажется последней. Так что истина в нынешней затяжной торговой войне России с ее соседями отнюдь не в вине.

XS
SM
MD
LG