Линки доступности

Что движет террористами. Мнения экспертов


Хотя слово «терроризм» появилось в европейских языках лишь в конце XVIII века, после Французской революции, явление, которое оно обозначает, существовало тысячелетиями. Террор применялся левыми и правыми, религиозными фанатиками различных верований, богатыми и бедными, националистами и революционерами… Что мотивирует тех, кто совершает террористические акты?

Мохаммед Атта, направивший 11 сентября 2001 года авиалайнер в одну из башен Всемирного торгового центра, сделал это из ненависти к Америке. Ульрика Майнхоф, которая вела в 70-е годы кампанию террора против Западной Германии, была глубоко разочарована в своем обществе. Бывший премьер-министр Израиля Менахем Бегин, взорвавший в молодости отель, где жили британские военнослужащие, мечтал о создании независимого еврейского государства.

По мнению специалиста по террору Брюса Хоффмана, сотрудника RAND Corporation, террористы всегда убеждены, что у них нет никакой альтернативы, – независимо от того, какими причинами они руководствуются: рациональными или иррациональными, политическими или экономическими, религиозными или личными: «Эта убежденность становится оправданием насилия. К тому же террорист испытывает катарсис, то есть удовлетворение, которое испытал Давид, сражавшийся с Голиафом, – удовлетворение слабого, выступившего против сильного».

Многие думают, что террористы – это бедные, малообразованные люди, которыми руководит чувство отчаяния. Но это не так. Достаточно вспомнить организацию «Красные бригады», которая терроризировала Италию в 70-е и 80-е годы прошлого века. Она была создана хорошо образованными выходцами из среднего класса.

Сотрудник вашингтонского Национального военного колледжа Бард О’Нил приводит другой пример – «Аль-Кайду», которая организовала теракты 11 сентября 2001 года. «Члены “Аль-Кайды”– выходцы из среднего класса, – напоминает он. – И действуют они не из протеста против бедности, а исходя из своей психологии. Это люди, стремящиеся понять, кто они, осознать свою принадлежность, заслужить уважение, ответить на испытываемое ими унижение».

По словам О’Нила, лидеры «Аль-Кайды» внушают членам организации, что Запад унизил исламское сообщество, подавляя его экономически и политически.

Другое мощное средство мотивации террористов – религия. Исламские террористические организации, которые привлекают в свои ряды людей, готовых на самопожертвование, представляют самоубийство как доброе деяние, говорит Брюс Хоффман: «В религиозном контексте – это акт, который вознаграждается вознесением в рай. Но есть и материальная, финансовая мотивация: семья смертника нередко получает денежное вознаграждение, окружается заботой и вниманием».

Исламские террористы-смертники придерживаются концепции мученичества, которая обещает рай тем, кто жертвует собой ради уничтожения врагов. Но терроризм по определению направлен на мирных граждан, а это противоречит исламскому учению. Кандидат в смертники, таким образом, сталкивается с, казалось бы, неразрешимой проблемой.

Однако, по словам главы вашингтонского Центра по изучению ислама и демократии Радвана Масмуди, проблема эта решается при помощи следующей мысленной операции: террорист перестает рассматривать мирных людей в автобусе или ресторане как гражданских лиц. «Террорист внушает себе, что это вовсе не настоящие мирные жители, – говорит Масмуди. – Они так или иначе связаны с войной, с военными».

В последние годы Усама бин Ладен и другие руководители террора представляют присутствие Запада в мусульманском мире как атаку против ислама. Майкл Шойер, бывший сотрудник ЦРУ, который занимался поисками бин Ладена, считает, что террористы по-своему истолковывают некоторые аспекты внешней политики США: «Они обосновывают джихад необходимостью защиты ислама, тем, что мы безоговорочно поддерживаем Израиль, находимся в Афганистане, на Филиппинах, в Ираке, на Аравийском полуострове…».

Между тем Радван Масмуди подчеркивает, что в арабских странах широко распространены такие явления, как безработица и коррупция. Кроме того, замечает он, ислам уже много веков назад перестал быть господствующей культурой в мире, и именно в этом кроется одна из причин, побуждающих некоторых арабов прибегать к террору. Масмуди считает этот путь порочным: «Я, будучи арабом и мусульманином, призываю других мусульман задуматься: почему мы оказались в таком незавидном положении? Мы не можем допустить, чтобы нашими действиями руководил гнев. Его следует взять под контроль, ибо гнев, если им управлять разумно, может породить положительную энергию, стать источником полезных действий».

Эксперты признают, что на тактическом уровне терроризм способен привлечь внимание общественности к определенным проблемам, жалобам, требованиям. Они отмечают, однако, что террористам редко удается захватить власть и удержать ее, если они не снижают масштабы насилия и оказываются неспособными перейти к мирным политическим методам

XS
SM
MD
LG