Линки доступности

Обзор печати от 14 апреля 2006 г.


Иранский атом: ключ – в руках России. Иранская ядерная программа, похоже, становится главной головной болью международного сообщества, и даже без пяти минут гражданская война в Ираке постепенно отодвигается на второй план по сравнению с угрозой превращения авторитарно-теократического Ирана в новую мировую ядерную державу. Напомним, что в среду иранский президент Махмуд Ахмадинежад объявил, что иранские ученые-ядерщики с успехом осуществили процесс обогащения урана. Это был явный вызов всему мировому сообществу и Организации Объединенных Наций: ведь Совет Безопасности две с лишним недели назад предложил Ирану прекратить все ядерные работы в течение месяца.

Попытки воздействия на Иран пока что не приносят успеха. Миссия генерального директора МАГАТЭ Мохаммеда Эль-Барадея, прибывшего в Тегеран на переговоры, пока что не принесла результатов: Иран отверг его требование немедленно прекратить все ядерные работы. В этой ситуации различные органы печати вновь обращают взгляды в сторону России. Характерна в этом отношении статья в свежем номере «Нью-Йорк пост». По мнению ее автора, иранца по происхождению Амира Тахери, только Россия способна урегулировать иранский ядерный конфликт.

«Из всех стран, вовлеченных в урегулирование конфликта с Исламской республикой Иран, склонить чашу весов в пользу мира или войны способна только Россия, – говорится в статье. – Единственную в Иране атомную электростанцию строят русские. Они могут замедлить или вообще приостановить этот проект до тех пор, пока нынешний кризис не будет урегулирован дипломатическим путем. Кроме того, у России есть и другая козырная карта: она выступила с предложением осуществлять обогащение иранского урана на российской территории».

«Впрочем, – замечает автор статьи, – все это может окончиться ничем. По мнению некоторых аналитиков, иранский президент Махмуд Ахмадинежад всерьез настроился на военный конфликт с Соединенными Штатами. Он рассматривает этот конфликт как первый бой в рамках объявленного им «столкновения цивилизаций». Не исключено, что он жаждет столкновения именно по ядерной проблеме, которая является предметом национальной гордости иранцев. В случае такого развития событий Россия также способна либо предотвратить столкновение, либо ускорить его».

Автор статьи напоминает, что российская позиция в Совете Безопасности ООН может стать решающей. Россия может, с одной стороны, воспользоваться своим правом вето (и заблокировать принятие жестких мер против Ирана) или же, наоборот, проголосовать за санкции. Администрации президента Джорджа Буша все это хорошо известно. Именно поэтому она начала оказывать давление на Россию накануне санкт-петербургского саммита «Большой восьмерки» Американцы рассчитывают на то, что президент Путин, впервые обеспечив России председательство в этом элитарном клубе, не захочет ознаменовать начало своего председательства в «Большой восьмерке» с ее раскола в угоду иранским муллам.

В заключение «Нью-Йорк пост» упоминает о последних по времени событиях в иранском кризисе: визите в Москву в четверг замминистра иностранных дел Ирана Манушера Мохаммади, а также о предстоящей в российской столице 18 апреля встрече представителей России, «евротройки» (Великобритании, Германии и Франции), США и Китая для обсуждения иранской ядерной программы. Нью-йоркская газета отмечает также заявление официального представителя российского МИДа Михаила Камынина, поддержавшего тегеранскую миссию Эль-Барадея и осудившего осуществленное иранцами обогащение урана.

Саммит по-русски. Посвятила статью предстоящему санкт-петербургскому саммиту «Большой восьмерки» и столичная «Вашингтон таймс». Автор статьи Стивен Дайнэн делает акцент на российской программе саммита. «Россия, – пишет он, – намерена использовать встречу глав ведущих мировых держав, чтобы убедить США и другие индустриально развитые страны, что она разделяет их принципы и что в ближайшие несколько десятилетий он будет наиболее надежным поставщиком нефти и газа на мировые рынки». Газета ссылается на заявление не названного по имени высокопоставленного российского официального лица, который сообщил, что на саммите, как ожидается, будет подписано соглашение об энергетической безопасности. Однако это же официальное лицо сообщило, что «не менее важное значение для России имеет отношение к ней других участников саммита».

«Как известно, в преддверии санкт-петербургской встречи все сильнее раздаются голоса с призывом переноса саммита в другое место в связи с откатом от демократии в России, – говорится далее в статье. – По-видимому, эти призывы беспокоят российское руководство. Во всяком случае, то же самое высокопоставленное лицо заявило, что «это невозможно и политически вредно, поскольку в таком случае мировые лидеры упустят шанс поговорить с Россией и поставках нефти и газа».

Это же лицо, «осведомленное, – как пишет автор статьи, – об отношениях между президентом Бушем и Владимиром Путиным, сообщило на условиях конфиденциальности со слов Путина, что у российского президента в мире есть два друга: бывший германский канцлер Герхард Шредер и президент Джордж Буш, и что Буш понимает, как трудно Путину сохранять баланс политических сил в России».

Жизнь без икры. Конвенция по международной торговле видами растений и животных, которым грозит исчезновение, наложила запрет на неопределенное время на экспорт икры и любых видов продуктов из осетровых рыб из региона Каспийского моря, информирует «Нью-Йорк таймс». Запрет связан с резким сокращением осетрового поголовья в этом главном источнике поступления икры на международные рынки. Запрет распространяется на Россию, Казахстан, Туркменистан и Азербайджан.

Обзор подготовил Лео Стерн.

XS
SM
MD
LG