Линки доступности

Иран и общественная дипломатия


На протяжении десяти лет между США и Ираном не существует официальных дипломатических отношений. Связи между жителями этих стран также весьма ограничены. Однако в настоящий момент администрация президента Буша предпринимает новые, хотя и спорные, шаги по установлению диалога с жителями Ирана.

Словесная война между Ираном и США обостряется. «Мы не позволим Ирану иметь ядерное оружие», - заявил вице-президент Дик Чейни.

«Если США изберут этот образ действий, что ж, пусть пеняют на себя», - ответил заместитель секретаря Высшего совета Ирана Джавад Ваэйди

В разгар этой перепалки государственный секретарь США Кондолиза Райс сообщила Конгрессу о предпринимаемых администрацией Буша шагах для установления взаимопонимания с народом Ирана: «Мы предложили программу поддержки неправительственных организаций в Иране, которые смогут выполнять множество задач, главная из которых – расширить просветительскую и культурную работу среди населения страны».

Это – один из аспектов плана администрации Буша по построению демократии. Государственный департамент запросил в этом году 15 миллионов долларов в качестве
дополнительных средств для поддержки иранских общественных и неправительственных организаций.
План пользуется поддержкой работников американских НПО.

«Найти контакт с Ираном очень важно», - считает, заведующий правозащитной программой «Амнести интернешенел» на Ближнем Востоке Захир Джанмохамед. Но он предупреждает в то же время о специфических сложностях работы в Иране, с которыми столкнутся американские группы:
«В создавшейся сейчас в Иране ситуации, люди, выражающие протест или несогласие с действиями или политикой иранского правительства, находятся в очень уязвимом положении».

Захир Джанмохамед считает, что финансовая поддержка со стороны Америки может поставить под угрозу жизни иранцев: «Меня беспокоит тот факт, что финансирование исходит от правительства США. Это создаст атмосферу подозрительности. А, как известно, иранское правительство преследует людей, которых оно расценивает как предателей, вступивших в сговор с противником и пользующихся поддержкой внешних сил».

«Если США поддерживают отдельных лиц или определенные группы, особенно в сложившейся на данный момент ситуации, это создаст еще большую угрозу для безопасности этих лиц и организаций», - соглашается Джон Калабрис из вашингтонского Исследовательского института Ближнего Востока. Однако он убежден, что в принципе установление контактов с иранцами – хорошая идея: «Это – здоровая идея, существование разнообразных культурных контактов и диалога очень важно. Эти контакты необходимы и незаменимы. Даже если они не принесут плодов сейчас, они принесут их позднее».

Правительство США намерено устанавливать контакты в иранском обществе в обход иранского правительства, добиваясь его изоляции в мировом сообществе.

«Для нас чрезвычайно важно не оттолкнуть иранский народ, и, во многих отношениях, эти программы играют решающую роль в том, чтобы этого не произошло», - говорит Кондолиза Райс.

Государственный департамент уже начал принимать заявления от желающих работать в НПО и получать фонды для работы с иранским населением. Сюда могут войти представители группировок иранцев в изгнании, между которыми существуют глубокие расхождения.

Джон Калабрис опасается того, что, если у иранцев создастся впечатление, что в программе принимают участие представители лишь одной из группировок, они не захотят принимать помощь США, и это будет на руку иранскому правительству: «Они будут куда более осторожны, чем были бы, не без основания, при других обстоятельствах, и это будет использовано в своих интересах режимом и его сторонниками, чтобы опорочить все, что мы делаем».

Программы построения демократии – лишь часть широкомасштабных усилий США по установлению взаимопонимания с иранцами. Государственный департамент открывает в своем главном управлении в Вашингтоне новое иранское бюро и намерен также расширить телевещание на этот регион.

XS
SM
MD
LG