Линки доступности

«Я не сомневаюсь, что это последняя победа Лукашенко и начало заката его политической эры»


Прошлой ночью режим Александра Лукашенко бросил силы милицейского спецназа на ликвидацию возникшего в центре Минска палаточного городка, в котором около 300 представителей белорусской демократической оппозиции выражали свой протест против фальсификаций на прошедших в воскресенье в Беларуси президентских выборов. По свидетельству самих задержанных и правозащитников, с участниками палаточного городка обращались очень грубо, многие из них были избиты, девушки продолжают оставаться под стражей и сейчас их всех судят. По меньшей мере двое участников протестов – Вячеслав Сивчик и Николай Ильин избиты милицией особенно жестоко: они находятся в госпитале с черепно-мозговыми травмами.

Прокомментировать происшедшее для Русской службы «Голоса Америки» согласился известный российский, а в прошлом – белорусский тележурналист Павел Шеремет, который уже не раз испытывал на себе жестокость режима Лукашенко. Он был осужден белорусским судом по фальсифицированным обвинениям и вышел на свободу только после личного вмешательства тогдашнего президента России Бориса Ельцина. В прошлом году при исполнении им журналистских обязанностей в Минске он был избит переодетыми в гражданское сотрудниками милиции и оказался в больнице с сотрясением мозга.

Алекс Кэмпбелл: Как вы оцениваете происшедшее сегодня в Минске ночью?

Павел Шеремет: Просто произошел разгон сторонников оппозиции и ликвидация палаточного городка на Октябрьской площади. Это было ожидаемо, безусловно, и странно, что белорусские власти ждали четыре дня. И, безусловно, это – очередное проявление недемократичной, нечеловеческой, жестокой сути нынешнего белорусского режима.

Но то, что они ждали четыре дня, и то, что они не устроили там вакханалию жестокости, как обычно при разгонах акций оппозиции, а сделали это все под покровом ночи, и как-то так, оглядываясь, говорит о том, что белорусская власть дрогнула. Она почувствовала, что перегнула палку с этой фантастической победой на выборах, с этими невероятными, неадекватными репрессиями. Поэтому она сильно опасается за свое ближайшее будущее.

А.К.: Насколько важным был сам факт проведения такой многодневной акции для белорусской демократической оппозиции?

П.Ш.: Палаточный городок на Октябрьской площади – это единственное явное достижение оппозиции в нынешней президентской кампании. Это единственный яркий результат оппозиционного движения. И за этот остров свободы нужно было биться, его нужно было защищать, его нужно было отстаивать. Там должны были постоянно находиться все лидеры оппозиции – которых, к сожалению, этой трагической ночью там не оказалось. И я считаю, что этот островок свободы многое перевернул в душе, многое перевернул в сознании большой части белорусского общества, особенно молодежи. Это начало серьезных изменений в белорусском обществе, я в этом практически не сомневаюсь.

А.К.: Теперь поговорим о самом режиме. Вы пишете в одной из своих последних публикаций на сайте «Белорусский партизан» о том, что это была последняя победа Лукашенко, и выиграл он чрезмерной для себя ценой. Каковы, на ваш взгляд, будут последствия для режима?

П.Ш.: Я называю эту победу пирровой. Я говорил об этом долго, и ход президентской кампании, результат президентской кампании только убедил меня в том, что это – пиррова победа Александра Лукашенко. Я не сомневаюсь, что это последняя его победа и что это начало заката его политической эры.

Он может попытаться поиграть на российском поле. Он, безусловно, будет это делать. Он может попытаться заигрывать с российской политической элитой. Он может еще там искать себе какого-то будущего. Но, в общем-то, скорее всего, у него большего ничего такого яркого получится. Я думаю, что следует ждать продолжения локальных акций неповиновения внутри белорусского общества. Я думаю, что следует ждать масштабных репрессий белорусского режима против сторонников оппозиции. Я надеюсь и вижу, что следует ждать достаточно жесткой реакции Европы и Америки. Думаю, что санкций в каком-то объеме избежать белорусскому режиму не удастся.

И я прогнозирую через какое-то время все-таки охлаждение отношений между нынешней российской властью и режимом Беларуси. Я думаю, что к концу этого года следует ждать отрезвления значительной части российской политической элиты и соответствующих изменений в российской политике по отношению к Беларуси. Осенью пройдут выборы в местные органы власти Беларуси, и это станет поводом для еще одной волны выступлений оппозиции. Все это вместе, все эти факторы, о которых я говорил, включая главный фактор – изменения внутри белорусского общества, может привести к тому, что в ближайшие год-два произойдут кардинальные перемены вплоть до смены власти в Беларуси.

XS
SM
MD
LG