Линки доступности

Обзор печати от 20 марта 2006 г.


В своем сообщении из Минска корреспонденты «Нью-Йорк таймс» Стивен Ли Майерс и Си Джей Чиверс рассказывают, что предполагавшаяся сокрушительная победа Лукашенко на президентских выборах привела в воскресенье на площадь несколько тысяч протестующих белорусов, которые пренебрегли сильной метелью и угрозами арестов.

Как сообщила в понедельник глава Центральной избирательной комиссии Лидия Ермошина, количество голосов, поданных за Лукашенко, превзошло даже опросы избирателей, проведенные правительством.

Выступавший перед мирно собравшимися на октябрьской площади демонстрантами, лидер оппозиции Александр Милинкевич сказал: «Они говорят, что мы хотим революции. Нет. Мы хотим только свободных и честных выборов. То, что здесь произошло, это фарс. Мы не признаем эти выборы».

Журналисты сообщают далее, что, несмотря на запрет выступлений в день выборов и предупреждение белорусского КГБ о том, что любое проявление беспорядков будет рассматриваться, как терроризм, протестующим удалось собраться без проявлений жестокости со стороны сил безопасности, которых многие опасались. Собранные в автобусах на прилегающих улицах, они не мешали демонстрантам, которые время от времени скандировали: «Милиция – с нами!».

Авторы статьи отмечают, что противники Лукашенко в своей кампании использовали в качестве примера украинскую модель 2004 года, но протестующие не перекрывали дорожное движение и не разбивали лагерь. После трехчасового митинга толпа пошла около километра по проспекту Независимости к площади Победы и вскоре разошлась. Лидеры оппозиции призвали своих сторонников собраться вновь в понедельник вечером, когда официальные результаты голосования будут, как ожидается, признаны сомнительными наблюдателями ОБСЕ.

«Воскресные выборы создали новую напряженность между Беларусью, Соединенными Штатами и Европейским союзом, - говорится далее в статье. - И Европа, и США угрожали санкциями, если выборы окажутся недемократическими. Возможно, выборы послужат новым источником напряженности и между Западом и Россией, которая иногда открыто поддерживала Лукашенко».

«Милинкевич называет происшедшее «захватом власти неконституционными методами», - продолжают корреспонденты. - По его словам, из 30 менеджеров его избирательной кампании десять были арестованы и в день выборов содержались в тюрьме».

Вместе с тем, как отмечают авторы статьи в «Нью-Йорк таймс», и в Минске, и особенно за его пределами многие выражали удовлетворение 12-летним правлением Лукашенко. А некоторые из протестовавших на площади в воскресенье выражали разочарование количеством собравшихся. «Хотелось бы, чтобы было больше, - сказал 23-летний Дмитрий Яковук. – Но, может быть, люди еще не готовы».

«Уолл-стрит джорнал» опубликовала статью своего редактора Мэтью Камински «Последний диктатор Европы», в которой говорится: «Среди членов клуба врагов демократии Александр Лукашенко является старейшим государственным деятелем».

Автор статьи называет Лукашенко «умным популистом, который взращивает изгоев и проявляет присущее большевикам презрение к оппозиции и политическим компромиссам». «Состоявшиеся в воскресенье выборы, по всей вероятности, сравняют счет в баталиях за демократию на территории бывшего СССР, - продолжает он. - После того, как Грузия, Украина и Кыргызстан свергли авторитарные режимы, а руководители Казахстана и Азербайджана удержались на своих постах, благодаря фальсификации результатов выборов, победу Лукашенко, которого поддерживает Россия, можно считать третьим вариантом».

Уже через два часа после закрытия избирательных участков, опросы показывали, что за Лукашенко было отдано более 80% голосов, тогда как кандидат оппозиции Александр Милинкевич, которого поддерживали 25% избирателей, получил всего 5%.

«Милинкевич назвал результаты выборов фарсом и призвал белорусов выйти на улицы», - пишет Камински и приводит слова кандидата оппозиции о мирной революции, наподобие «оранжевой революции» в Украине и «революции роз» в Грузии, которую он называет «джинсовой», потому что, как на Западе, так и на Востоке, джинсы считаются символом молодости и свободы.

По мнению газеты, призывы Милинкевича оказались безуспешными, потому что режим пригрозил расправиться со всеми, кто осмелится выйти на улицы, обвинив их в терроризме.

«Уолл-стрит джорнал» напоминает, что 12 лет назад Лукашенко, пришедший к власти в результате первых и последних свободных выборов, получил около 75% голосов. В то время демократические институты в стране были слишком слабы, чтобы отразить его лобовую атаку, а белорусы слишком запуганы десятилетиями советских репрессий. Став президентом, Лукашенко выдвинул обвинения в коррупции против постсоветских руководителей и проводил борьбу со взяточничеством.

Мэтью Камински отмечает, что действия Лукашенко наглядно продемонстрировали суждение о том, что нередко в развивающихся странах борьба с коррупцией кончается разрушением демократии. Лукашенко использовал референдумы 95 и 96 годов, которые считаются символом свободного волеизъявления народа, для нейтрализации власти парламента и укрепления президентских полномочий. Результаты независимых опросов показывали, что он является самым популярным лидером в стране. Но из-за отсутствия независимых СМИ население просто не знало, что кто-то другой может быть лучше.

«Поэтому - заключает газета, - в Беларуси ничего не изменится. Лукашенко, как в свое время Милошевич и Хуссейн, не хочет ничего, кроме еще нескольких десятилетий правления».

Со своей стороны, кандидат оппозиции Милинкевич понимает условия борьбы. «Уолл-стрит джорнал» приводит слова его недавнего выступления в Брюсселе о том, что большинство белорусов хотят перемен и стремятся к демократии, что они должны, наконец, поверить в возможность перемен.

«Выдвижение кандидатуры Милинкевича, - продолжает Мэттью Каминский, - было шагом в этом направлении. В октябре прошлого года белорусская оппозиция впервые в истории поддержала одного кандидата. Не имея поддержки со стороны прессы, Милинкевич добился популярности, благодаря распространению информации о нем через интернет и энергичное студенческое движение «Зубр». Добиваясь поддержки, он приходил в квартиры избирателей.

Однако, по словам Винцука Вечорки, главы крупнейшей оппозиционной партии, в половине квартир двери ему так и не открылись, потому что людей обуял страх. Необходимо преодолеть его, показав колеблющемуся большинству, что у оппозиции есть ответственный лидер. Газета напоминает, что за две недели до выборов Вечорку, который был одним из главных помощников Милинкевича по избирательной кампании, посадили в тюрьму на 15 суток. Сторонники оппозиции опасались за его жизнь.

Мэтью Камински называет Беларусь «непаханым полем демократии». По его мнению, поддержка из-за рубежа помогает улучшить условия на этом поле. В этом году США выделили для поддержки демократии в Беларуси 21 миллион долларов. По словам Милинкевича, эти средства были истрачены на прессу, которая информировала население о положении в их собственной стране. Но финансирование из-за границы не может вывести людей на улицы, как это было в Украине и в Грузии. Это – дело самих белорусов.

Газета «Чикаго трибюн» поместила статью своего корреспондента в Минске Алекса Родригеса. Ставший свидетелем описываемых им событий, журналист отмечает, что в воскресенье на Октябрьской площади в Минске собрались тысячи демонстрантов, протестовавших против ожидаемой победы президента Александра Лукашенко, демонстрируя открытое неповиновение авторитарному режиму, который угрожал строго наказать демонстрантов.

Автор статьи в Чикаго Трибюн отмечает, что, как и предсказывало правительство, Лукашенко одержал победу над кандидатом оппозиции Милинкевичем с крупным перевесом голосов. «Однако, - продолжает Алекс Родригес, - опросы проголосовавших избирателей, проведенные центром Левады, показали, что Лукашенко получил 47% голосов, а Милинкевич – 26.

58-летний профессор физики, Милинкевич призывал демонстрантов продолжить протесты в понедельник, но пока неизвестно, можно ли будет это осуществить. По мнению корреспондента «Чикаго трибюн», уже сам факт того, что на Октябрьскую площадь вышло около десяти тысяч демонстрантов, можно расценить, как неожиданную победу Милинкевича.

Газета напоминает, что за время 12-летнего правления Лукашенко студентов, участвовавших в политических митингах, неоднократно исключали из вузов. Политические оппоненты Лукашенко были брошены в тюрьмы за организацию массовых митингов, разогнанных милицейскими дубинками.

Беседовавший с участниками демонстраций Алекс Родригес замечает, что у них не было единого мнения о том, смогут ли подобные протесты привести к восстаниям, как это произошло в других бывших советских республиках. 25-летняя Алена Шесткова сказала, что масштаб демонстрации вселяет в нее оптимизм. Другие участники говорили о царящей в Беларуси атмосфере репрессий, замечая, что режим Лукашенко слишком крепок, чтобы допустить какие-то существенные изменения. По словам 19-летнего студента Михаила Сахнова, в Беларуси не произойдет того, что произошло в Украине, правительство этого не допустит.

Тридцатилетний Андрей Думанский – один из тысяч белорусов, получивших в субботу на свои мобильные телефоны анонимные послания с предупреждением о том, что «провокаторы» (в кавычках) планируют акты насилия на центральной площади. По мнению Думанского, подобные действия со стороны властей, еще больше обостряют ситуацию.

«Александр Милинкевич неоднократно подчеркивал, что сделает все возможное, чтобы не допустить столкновений между милицией и участниками демонстраций, - говорится в статье. - Выступая на пресс-конференции в воскресенье днем, он сказал: «Мы против революций, сопровождающихся насилием. Мы хотим мирных демонстраций. Мы хотим рассказать их участникам правду о результатах выборов».

«Чикаго трибюн» напоминает, что Милинкевич и его сторонники были лишены доступа к СМИ, тогда как Лукашенко постоянно появлялся на всех белорусских телеканалах. Власти конфисковали тиражи нескольких оставшихся в Беларуси независимых газет. Все это привело к тому, что многие избиратели проголосовали за Лукашенко, так как у них не было информации о других кандидатах.

Обзор подготовили Ирина Келнер и Алексей Данилов

XS
SM
MD
LG