В настоящее время в вопросе об иранском ядерном досье намечаются серьезные расхождения среди постоянных членов Совета безопасности ООН. Выступая во вторник в Джакарте на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Индонезии Хасаном Вираюдой, государственный секретарь Соединенных Штатов Кондолиза Райс выразила уверенность, что члены Совета найдут необходимые механизмы для выражения обеспокоенности ядерной программой Ирана.
Райс не придала значения сообщениям о расхождениях в Совете безопасности ООН и выразила уверенность в том, что мировое сообщество сможет очень убедительно поставить Иран в известность о необходимости отказаться от ядерных амбиций.
Совместная пресс-конференция Кондолизы Райс и Хасана Вираюды проходила на фоне сообщений том, что попытки Соединенных Штатов добиться одобрения Советом безопасности решительного заявления президента Буша по иранскому вопросу не заручились необходимой поддержкой. Как известно, Соединенные Штаты и другие страны обеспокоены возможностью того, что Иран, в нарушение Договора о нераспространении, тайно занимается разработкой ядерного оружия.
Источники в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, сообщают, что в понедельник вечером, Соединенные Штаты, Великобритания и Франция добивались скорейшего одобрения призыва к Ирану вернуться к столу переговоров по вопросу о его программе обогащения урана, поскольку, в противном случае, стране грозит применение санкций. Но Китай и Россия выразили несогласие с рядом формулировок проекта заявления, включая какие бы то ни было упоминания предельных сроков или возможного применения санкций.
Отвечая на вопросы корреспондентов в Джакарте, Кондолиза Райс сказала, что прежде, чем высказывать догадки о возможных путях решения иранского вопроса в Совете безопасности, она вполне готова в течение некоторого периода времени дать возможность добиваться поисков возможных решений дипломатическим путем. Государственный секретарь подчеркнула, что Соединенные Штаты в феврале выразили согласие с МАГАТЭ относительно необходимости временно отложить передачу Иранского досье на рассмотрение Советом безопасности, чтобы дать возможность добиться дипломатических решений.
Сейчас, по словам Райс, пришла пора приступить к действиям в Совете безопасности, и государственный секретарь высказала мысль, что это вскоре произойдет: «Мы выполнили принятую на себя часть обязательств, и сейчас пришла пора обсуждения этого вопроса в Совете безопасности. И я уверена в том, что, когда всем представится возможность подумать над тем, сколь важно, действуя решительно, четко поставить Иран в известность о том, что он должен серьезно отнестись к призыву одобренной 4 февраля резолюции с требованием прекратить свою деятельность и вернуться к столу переговоров, мы найдем механизмы необходимые для того, чтобы этого добиться».
Райс подчеркнула, что Иран не представил никаких доказательств в пользу того, что вопрос о его ядерных амбициях не должен быть передан на рассмотрение Советом безопасности, и что она не знает ни одной страны в ответственно действующем международном сообществе, которая хотела бы, чтобы в руках у Ирана оказалось ядерное оружие.
Со своей стороны Хасан Вираюда отметил, что, по мнению Индонезии, Иран, будучи участником Договора о нераспространении ядерного оружия, имеет полное право разрабатывать технологи мирного применения атома. Он подчеркнул, что его страна будет одной из первых, кто будет требовать, чтобы эти технологии не применялись для разработки ядерного оружия.
Вираюда высказал мнение, что Ирану следует принять российское предложение обогащать уран в мирных целях на территории России: «Мы советуем Ирану вести переговоры, продолжать дискуссии с Россией, поскольку договоренность относительно обогащения урана в России будет хорошим решением этого вопроса. Мы также всячески советуем Ирану продолжить переговоры с Евротройкой. Наконец, мы надеемся, что нынешняя обстановка может быть урегулирована мирным путем, и с этой целью следует предоставить время для мирного урегулирования».
Иран отрицает заявления Соединенных Штатов о том, что официально предпринимаемые попытки Ирана проводить ядерные разработки в мирных целях на деле включают программу создания ядерного оружия. Иран настаивает также на том, что он имеет полное право проводить полный объем всех необходимых работ, в том числе обогащение урана.