Линки доступности

Кончина Ленарта Мери


Сегодня утром в одной из больниц Таллина после продолжительной болезни скончался Леннарт Мэри - первый после распада Советского Союза президент Эстонии. «Голос Америки» попросил известного американского политолога Пола Гобла, который в последние годы преподает в Тартуском университете, поделиться своими воспоминаниями о Леннарте Мэри.

«Леннарт Мери был моим другом более 15 лет, - сказал Пол Гобл. - Это самый замечательный человек, которого я когда-либо знал. Его отец до войны занимал должность заместителя министра иностранных дел Эстонии. Мери рос в эстонских посольствах в Европе, был депортирован советскими властями в Сибирь во время Второй мировой войны, вернулся в Эстонию, стал переводчиком, сделал прекрасную карьеру, став министром иностранных дел, затем послом и, наконец, президентом. Так можно было бы описать его жизнь в энциклопедии «Кто есть кто».

Но человек, которого я знал, был намного больше всего этого. У него были замечательные личные качества – редкие даже в отдельности, в нем они очень гармонично сочетались. Я приведу несколько примеров. Моя первая встреча с Леннартом Мери произошла в августе 1990 года в Копенгагене. Там Леннарт был с тогдашним премьер-министром Эстонии. Я прилетел туда из Мюнхена, где работал директором исследований Радио Свободная Европа. Я пришел на встречу, мы долго разговаривали, разговор был продуктивный. Но Мери нужно было уезжать. Перед отъездом Мери оглядел номер отеля, предоставленного Данией, взял из фруктовой вазы все бананы и засунул их к себе в чемодан. Когда я на него посмотрел с ужасом – ведь такого обычно не делают, он просто улыбнулся в ответ. Когда я спустя год вернулся в Эстонию, я ясно понял, почему он это сделал. В советские времени люди в Эстонии никогда не видели бананов. Поэтому он просто хотели их привезти в Эстонию.

Когда я навестил его в больнице шесть недель назад, мы вспомнили этот случай. Я сказал ему, что, если бы я ему что-то принес, это были бы не цветы, а бананы. То, что он привез в Эстонию бананы, показывает, каким он был человеком.
Вот другой пример. В августе 91 года, во время путча, Леннарт Мери был министром иностранных дел Эстонии. Он был в Хельсинки, где исполнял обязанности связующего звена между США и другими правительствами Запада и нероссийскими республиками СССР. Между Вашингтоном и Хельсинки была постоянная телефонная связь. Во вторую ночь путча я попросил своего секретаря послать Леннарту Мери факс. Она набрала неправильный номер – номер телефона Мери, а не факса. Там, в Хельсинки, было четыре часа утра, поздно даже для «совы» Леннарта. Он поднял трубку и услышал факсовый писк. Но вместо того, чтобы повесить трубку, как это сделали бы мы с вами, он прокричал в трубку: «Я не факс, я министр иностранных дел!», что, конечно, разрядило обстановку в Вашингтоне, так как нас очень беспокоила ситуация в Прибалтике во время путча. Это – прекрасный пример того, каким был Леннарт Мери.

Третий случай. Он встречался с президентом Бушем-старшим – до этого он никогда не был в Белом доме – и пытался привлечь внимание президента Буша к Эстонии или, по крайней мере, к себе самому. Он думал о том, что же может заинтересовать Буша. В конце концов он спросил: «Вы любите рыбалку?». На что резидент ответил положительно. Мери сказал, что знает прекрасное место, где можно поймать большого лосося. Когда президент Буш спросил, где это место, Леннарт Мери поднялся, вынул из кармана ручку, подошел к антикварному глобусу президента и поставил крестик на Камчатке, противоположной от Эстонии стороне СССР, но куда Леннарт часто ездил, и даже написал об этом книгу. Президент Буш был очарован, но остальные присутствующие были в ужасе – министр иностранных дел испортил антикварный глобус президента! Тогда никто не понял, что Леннарт Мери установил личный контакт, который никогда не забудется. Спустя шесть месяцев Леннарт Мери снова был в офисе президента США. Теперь Эстония была независимой страной. Первое, что сказал Леннарту Мери президент Буш, было вот что: «Когда вы были здесь в прошлый раз, вы показали мне, где ловить рыбу. Покажите мне еще раз». Леннарт Мери поднялся, вынул из кармана ручку, подошел к антикварному глобусу (с которого стерли пометку) и снова поставил на нем крестик. Президент засмеялся, и все поняли, чего именно хотел президент Буш. А Леннарт Мери показал свою способность найти контакт с человеком, который мало что знал об Эстонии, и стать его другом. Эта способность, способность действовать с умом в ситуации, где многие просто побоялись бы поступить таким образом, давала возможность Леннарту Мери находить точку соприкосновения со всеми. Он любил говорить, что попасть в Министерство иностранных дел Франции было легко, но вот вернуться туда было проблематично. Однако ему это всегда удавалось. В Париже, Лондоне, Москве, в Вашингтоне. И это способность, которой обладают очень немногие лидеры небольших стран».

XS
SM
MD
LG