В субботу отмечался европейский День университетов. В этот день, по инициативе Ватикана, уже в четвертый раз проводился телемост между различными городами мира, вне зависимости от преобладающей религии.
Центральным событием телемоста, по традиции, является участие Папы Римского в совместной молитве студентов разных стран. Россия во второй раз принимала участие в подобном событии, и на сей раз местом, где собрались верующие, был выбран католический храм Святой Екатерины в Санкт-Петербурге.
Католики появились в Санкт-Петербурге практически одновременно с основанием самого города. Достаточно сказать, что первая католическая церковь была построена на берегах Невы в 1705 году, то есть, всего через два года после основания самого града Святого Петра. Сегодня приход главного католического собора – храма святой Екатерины – насчитывает порядка двух тысяч человек.
Костел находится на Невском проспекте рядом с армянской церковью, Казанским собором и лютеранским храмом святых Петра и Павла. А чуть в глубине расположились финская и шведская кирхи. Такое соседство должно было, по замыслу основателя города – Петра Первого – символизировать братские отношения между различными ветвями христианства.
Однако сегодня до межконфессионального согласия довольно далеко. Так, православные иерархи обвиняют Ватикан в проведении в России политики прозелитизма, то есть переманивания паствы. Кроме того, Московская Патриархия считает, что уже много лет православные верующие на Западной Украине подвергаются нарастающей дискриминации со стороны Греко-католической (так называемой униатской) церкви.
В Ватикане эти обвинения считают необоснованными. Представители Святого престола утверждают, что католические миссионеры ведут миссионерскую работу не с православными, а с людьми, не определившимися в вере. Так, глава российских католиков митрополит Тадеуш Кондрусевич заявляет: «Те, кто приходят к нам, реализуют свое право на свободу выбора вероисповедания, гарантированное конституцией».
Поэтому телемост между Ватиканом и одним из католических храмов России, по мысли устроителей события, должен способствовать развитию экуменизма.
Самому телемосту предшествовала Святая Месса, в начале которой прозвучало песнопение «О, Свет Невечерний!»
Центральной частью телемоста стала молитва Розария, в которой вместе с Папой Бенедиктом XVI принимали участие студенты из 11 городов Европы и Африки. Настоятель храма Святой Екатерины отец Мачей Русецкий так рассказал о сути этой молитвы:
«Розарий – это молитива-размышление над тайнами жизни Иисуса Христа, в которой мы обращаемся к Богу при посредничестве Божией матери. Читаем те слова, с которыми обращался Ангел Гавриил во время Благовещения. «Радуйся Мария, благодати полная. Господь с Тобой…». И так далее. Это молитва повторяющаяся, молитва, которая должна нам помочь, как если бы это была медитация, войти в те моменты жизни Иисуса Христа, которые были спасительными для нас. И мы именно обращаемся к Божьей матери, которая присутствовала во всех этих моментах жизни».
Стоит отметить, что в самом храме Святой Екатерины в Санкт-Петербурге, наряду с коренными жителями города, присутствовали иностранные студенты, а также представители различных национальных общин и землячеств, исповедующих католицизм.
Возвращаясь к теме взаимоотношений Русской православной церкви и Святого престола, отметим, что многие внешнеполитические обозреватели считали, что Папа Иоанн Павел Второй не встретился с патриархом Алексием Вторым по причине своего польского происхождения. Как известно, Москва в последние годы демонстрирует подчеркнутую холодность по отношению к Варшаве. А вот с Германией у России, наоборот, вроде бы нет особых проблем. Поэтому, учитывая происхождение нового понтифика, можно ожидать потепления отношений Московской Патриархии и Ватикана.
Во всяком случае, профессор московской Духовной академии, диакон Андрей Кураев отметил, что Папа Бенедикт Шестнадцатый – «человек честный, принципиальный, умный, человек, с которым интересно вести диалог. Даже несогласие с ним может оказаться интересным и полезным».