Линки доступности

Почему так много россиян поддерживает Лукашенко?


Ровно десять дней остается до президентских выборов в Беларуси. За ходом предвыборной кампании в этой стране сегодня внимательно следят и Европе, и соседней Украине, где также в марте финиширует предвыборная парламентская гонка, и, конечно, в России. Почему симпатии многих россиян до сих пор остаются на стороне ныне действующего президента Белоруссии Александра Лукашенко, которого многие на Западе называют «последним европейским диктатором»?

По самым последним, буквально сегодняшним, данным Фонда «Общественное мнение» для половины россиян (51%) неважно, кто одержит победу на нынешних белорусских выборах. Такое «безразличие» объясняется прежде всего тем, что сейчас жителей России больше волнуют внутренние проблемы – например, резкий рост цен на жилищно-коммунальные услуги… Ну, и не стоит забывать, что во многих российских электронных СМИ, подконтрольных государству, сейчас идет строго дозированная информация о выборах в Минске. Действует принцип: чем меньше, тем лучше…

Лукашенко еще в декабре прошлого года на встрече с Путиным в Сочи смог заручиться поддержкой российского руководства в обмен на новые преференции в газовой сфере, а именно – в обмен на передачу в долговременную аренду «Газпрому» объектов «Белтрансгаза». В ответ президент Путин уже в январе на пресс-конференции в Кремле, где присутствовало около тысячи журналистов, однозначно дал понять, кого будет поддерживать Москва на нынешних мартовских выборах. И теперь россияне просто не видят здесь никакой политической интриги, как, впрочем, и во многих региональных выборах в Российской Федерации. Отсюда и определенное «безразличие».

Однако нельзя не учитывать и другое. По оценкам Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), ныне действующий белорусский президент Лукашенко остается для большинства россиян самым популярным лидером стран СНГ. Чем объяснить такой феномен? Да и феномен ли это? Ведь по данным все того же ВЦИОМа сегодня только каждый четвертый опрошенный в России респондент считает демократию «универсальной ценностью». Главным для половины россиян является такое понятие, как стабильность. В том числе стабильность во взаимоотношениях с ближайшими соседями. Ведь сегодня Беларусь – это, пожалуй, единственная из стран бывшего СССР, где не закрываются русские школы, газеты, театры, где этнические русские чувствуют себя гораздо более комфортно и безопасно, чем, например, в некоторых северокавказских республиках Российской Федерации. И все это ассоциируется у миллионов россиян с именем такого, конечно же, далекого от соблюдения европейских демократических стандартов, политика, как Лукашенко…

Впрочем, недавно, выступая в московском офисе «Союза правых сил», единый кандидат от белорусской демократической оппозиции Александр Милинкевич подчеркнул, что в число его приоритетных проектов входит экономическая интеграция с Россией. Та самая интеграция, которую, как считает Милинкевич, именно Лукашенко и «завалил».

Но пока это только предвыборные проекты, а для многих россиян есть другой наглядный пример – Украина, где победа «оранжевой революции» привела к резкому ухудшению отношений между двумя соседними странами, а значит, и к новым проблемам для миллионов простых людей, живущих по обе стороны границы…

Вообще украинские парламентские выборы, несомненно, привлекают гораздо большее внимание российской прессы и общества. Ведь здесь, как и во всяком реальном демократическом процессе, есть интрига, есть непредсказуемость… Есть, наконец, и хорошо узнаваемые в России политики: Ющенко, Тимошенко, Янукович… Кстати, симпатии россиян сегодня отнюдь не обязательно на стороне последнего.

А что касается выборов в Белоруссии, то сегодня только каждый десятый россиянин допускает возможность победы кандидата от оппозиции. К тому же новых лидеров белорусской оппозиции, честно говоря, мало кто знает в России. Впрочем, уже через десять дней многое может измениться. Во всяком случае, как показывают даже благожелательные прогнозы, Александру Лукашенко уже вряд ли удастся набрать столько же голосов, сколько на прошлых президентских выборах, когда за него, по официальным и весьма спорным данным, проголосовали каждые трое из четырех избирателей.

XS
SM
MD
LG