Геополитические последствия кризиса, вызванного ядерными амбициями Тегерана, «Голос Америки» обсудил с вице-президентом вашингтонской исследовательской организации Американский совет по внешней политике Иланом Берманом.
Марк Белл:
Президент Буш только что завершил визит в Индию, где подписал важное соглашение по поводу поставок американского ядерного топлива для индийской гражданской ядерной программы. Это как бы послало всему миру сигнал о двойных стандартах – что позволено в отношениях с Дели, не позволено в отношениях с Тегераном. Вы согласны с такой оценкой?
Илан Берман:
Конечно, визуальная перспектива очень нехорошая, потому что возникло представление о том, что существуют двойные стандарты. Но, по-настоящему, нету двойных стандартов. Президент Буш всегда говорил, что опасность от Ирана и угроза от Ирана исходит не от ядерной технологии, а как раз от характера режима, который будет владеть этой технологией. Мы доверяем индийскому государству. Но мы не верим и не доверяем государству в Тегеране. И я думаю, это – самая большая разница.
М.Б.:
Потенциальная роль России в разрешении кризиса с Ираном очень велика. Как, по-вашему, – пойдет Москва на какие-то жесткие меры для того, чтобы обуздать ядерные амбиции Тегерана?
И.Б.:
Я думаю, что здесь Москва играет опасную игру. С одной стороны, абсолютно понятно, что Иран, и даже ядерный Иран, по-настоящему очень выгоден Кремлю, потому что это не только показывает миру, что Россия может создать ядерную державу на коммерческом фоне, но и потому, что России нужен сотрудник и помощник в международной политике. В то же время, мы видим, что Россия - и рядовые россияне, и политологи - начинают понимать, что Тегеран, ядерный Тегеран все более и более опасен для них. И мы, и они понимают, что возможно распространение из ядерного Тегерана, возможн скачок в поддержке терроризма. И мы начинаем видеть, что ядерный Тегеран по-настоящему представляет угрозу не только США, но и России тоже. И я надеюсь, что это побудит политологов и власти России начать более конструктивно относиться к ядерным амбициям Ирана.
М.Б.:
В ближайшее десятилетие, как предупреждают специалисты, эксклюзивный «ядерный клуб» пополнится, по меньшей мере, еще десятью новыми членами, независимо от желания стран-учредителей. Не пора ли миру выработать единую стратегию – как относиться к новым ядерным государствам?
И.Б.:
Я думаю, это очень важно. И если мы начинаем это вырабатывать, нужно понять, что с точки зрения США очень важен характер режима. Мы не очень волнуемся из-за ядерной программы Индии, потому что Индия – это демократия, азиатская демократия. В то же время, мы волнуемся в связи с Ираном, потому что это государственная власть, которая не была избрана людьми, это государство которое очень ущемляет права человека, это государство, которое представляет угрозу международной стабильности. И, если вырабатывать стратегию нераспространения, характер режима, который становится членом «ядерного клуба», очень-очень важен.