Сейчас в Ницце проходит судебная тяжба между Российской Федерацией и французским православным священником отцом Иоанном – Жаном Гейтом, настоятелем православной церкви святого Николая.
Российская Федерация делает все возможное, чтобы завладеть величественным собором святого Николая, имеющим статус исторического памятника. Это здание, строительство которого было завершено в 1912 году, было воздвигнуто по заказу императорской семьи. Оно строилось в течение десяти лет на средства от пожертвований русских, обосновавшихся во Франции на Лазурном Берегу.
Западные СМИ, ссылаясь на судебные источники, сообщают, что российские власти при посредничестве своего посла во Франции направили в суд заявление с требованием провести инвентаризацию имущества собора: старинной мебели, предметов искусства, икон, церковной утвари...
Двадцать третьего ноября 2005 г. суд высокой инстанции Ниццы вынес решение разрешить России провести эту акцию. Седьмого февраля нынешнего года настоятель собора святого Николая Жан Гейт, увидев судебных исполнителей, прибывших для проведения описи имущества церкви, запер тяжелые двери этого храма, считающегося одним из наиболее посещаемых в Ницце.
Этот эпизод положил начало противостоянию России и русской православной церковью в Ницце. Для России, считающей себя законной наследницей данного прихода, инвентаризация церковного имущества является лишь первым этапом этого противостояния.
Судебная тяжба за Свято-Никольский храм вписывается в напряженный контекст многолетнего противостояния Константинопольского патриархата, которому подчиняется церковь в Ницце, и патриархата Московского.
Русская служба «Голоса Америки» связалась по телефону с настоятелем Никольской церкви и попросила рассказать о ситуации, сложившейся вокруг храма:
Виктор Потапов: Отец Иоанн, когда начались ваши проблемы?
Жан Гейт: Во вторник 7 февраля, когда поздно утром в наш Никольский собор явился судебный исполнитель по просьбе русского посольства для того, чтобы произвести опись инвентаря нашей церкви.
В.П.: На каком основании они хотели это сделать?
Ж.Г.: В письме адвоката российского посла говорится, что правительство РФ считает себя собственником собора и на этом основании требует провести инвентаризацию храма. Мы сразу заявили, что ни в коем случае не можем согласиться с тем, что Российская Федерация является собственником прихода и собора.
Представители правительства России утверждают, что земля, на которой построен собор, принадлежала империи. На самом деле она была куплена в частном порядке императором Александром Вторым в 1865 году и по наследству перешла царю Николаю Второму. Земля принадлежала императорской семье. Николай Второй отдал участок для постройки собора. Мы считаем, что все это было осуществлено в частном порядке, а российское правительство старается доказать, что император действовал в качестве главы государства. Аргументы обеих сторон через несколько месяцев будут рассмотрены французской судебной инстанцией.
В.П.: Как российское посольство реагировало на ваш отказ разрешить провести опись?
Ж.Г.: О личной реакции мне не известно. Мы действуем по закону и через суд. Мы послали судье в Ницце просьбу отклонить требование российской стороны.
В.П.: Как ваши прихожане относятся к этой истории?
Ж.Г.: Прихожане наши разные. К нам на службы ходят представители послереволюционного поколения иммиграции, послевоенной и иммигранты последних лет. Честно сказать, мало кто из них разбирался в нашем соборном и приходском уставе. Жители города Ниццы – и русские и французы – нам очень сочувствуют.
В.П.: Зачем российскому правительству понадобился ваш собор?
Ж.Г.: Оно хочет вернуть себе всю недвижимость, которая принадлежала дореволюционной России.
В.П.: Не думаете ли вы, что за этой акцией стоит Московский Патриархат?
Ж.Г.: Официально нет. Патриарх недавно заявил, что Церковь в России отделена от государства, но вместе с тем существуют между ними определенные договоры о сотрудничестве в разных сферах, в том числе в отношении владении и охраны культурных ценностей за рубежом.