«Они выбирали свободу» – так называется новый документальный фильм журналиста Владимира Кара-Мурзы младшего, об истории диссидентского движения в СССР. О том, как создавался этот фильм и о вкладе советских диссидентов в историю России автор ленты, который работает в Вашингтоне тележурналистом телекомпании RTVI, рассказал в интервью «Голосу Америки».
Владимир Кара-Мурза:
Более двух десятилетий отсюда, из-за стен Кремля Иосиф Сталин вершил судьбы огромной империи. Государственный террор не ограничивался репрессиями тридцатых годов. Весь политический режим, выстроенный к началу пятидесятых, был основан на беспрекословном подчинении общества государству. Казалось, всякая возможность организованного гражданского сопротивления была заранее подавлена.
«Когда начинается террористический режим, он создает ауру, он создает жизнь, - рассказывает в фильме Наум Коржавин. - Для того чтобы сопротивляться этому внутренне, это требует очень много от человека. Требует самостоятельности. Колоссальных затрат мысли. Почти как у Гегеля – на открытие великих мыслей. А мне требовалось колоссальных затрат мысли на открытие того, что дважды два – четыре. Это было очень серьезно. У меня такая есть поэма маленькая «По ком звенит колокол». Там такие строчки есть:
Когда устаю, начинаю жалеть я
О том, что рожден и живу в лихолетье,
Что годы растрачены на постиженье
Того, что должно быть понятно с рожденья.
И это не ошибка. Это – весь мир ценностей. Это – не политическая ошибка: вера, что можно построить коммунизм. И даже не идеологическая. Это – навязанное сумасшествие. Навязанная глупость».
Семен Резник:
Володя, я хочу вас спросить: Вы – человек молодой. Вы советской власти не знали, не жили при ней. Почему вас заинтересовала эта тема?
В.К-М.:
Во-первых, я жил при советской власти. Я не настолько молодой. Она закончилась всего пятнадцать лет назад. Это, по историческим меркам, временной отрезок очень-очень маленький. Но я хочу сейчас сказать о другом. Мне было важно сделать этот фильм не только как историку и журналисту, но, прежде всего, как гражданину. Потому что сегодня, когда в Россию возвращается авторитарная власть, когда возвращается государственная ложь и цензура, возвращается страх перед репрессиями, как никогда важно помнить об опыте российских диссидентов. Потому что этот опыт на самом деле очень и очень оптимистичный. Их была всего горстка. Их единственным оружием было слово и осознание своей внутренней свободы. И они противостояли самому мощному в мире тоталитарному режиму с гигантской репрессивной машиной. И они победили!
«То, что было при Сталине даже нельзя назвать тоталитарным режимом, - говорит в кадре Юрий Орлов. - Это какой-то каннибалистический режим. Самопоедающий режим. Миллионы своих же людей были убиты. А после Сталина начался нормальный тоталитарный режим, когда вы могли умереть в своей собственной постели.
С.Р.:
В фильме вы сняли очень многих диссидентов. Бывших диссидентов, которые сейчас – уже очень пожилые люди. Как вы это делали?
В.К-М.:
Очень важно, что в одном фильме удалось собрать столь разных людей, которые сегодня разбросаны по разным уголкам света. Участников фильма – тринадцать человек. Съемки проводились в России, в Западной Европе, в Северной Америке, в Израиле… Участники фильма – очень разные люди. Это миф, что диссиденты – какая-то единая идеология, единая политическая партия. Это очень разные люди, широчайший диапазон мнений. Например, Елена Боннер – убежденный западник, либерал. Тогда как Владимир Дремлюга – русский националист. Но при этом все они были частью одного движения. Того, что принято называть диссидентским движением, демократическим движением в Советском Союзе. Вы спрашиваете о главной идее фильма. На мой взгляд, главный урок, который преподали всем нам российские диссиденты – это то, что даже один в поле – воин. Что свобода и гражданское достоинство в результате оказываются сильнее лжи и насилия. И что даже горстка людей способна победить тиранию. В этом главная идея. И, на мой взгляд, очень важно, что фильм вышел именно сейчас, потому что сейчас в России модно переписывать историю, искажать историю. И государственные средства массовой информации сейчас пытаются представить героями чекистов-душителей, которые работали на советский режим. Я
хотел показать телезрителям настоящих героев российской истории – тех, кто не сломался, не струсил, тех, кто вопреки жесточайшей диктаторе и репрессиям отстаивали свободу, права человека, гражданское достоинство. Эти люди – настоящие герои. Сегодня, к сожалению, большинство двадцатилетних, тридцатилетних в России не слышали таких имен как Владимир Буковский, Наталья Горбаневская или Юрий Орлов… А между тем, они не меньше сделали для России, чем, например, Вацлав Гавел сделал для Чехии или Лех Валенса – для Польши. Потому что, именно благодаря этим людям, в нашу страну в 91 году пришли свобода и демократия.