Линки доступности

Россия и Грузия: между миром и войной


Визит премьер-министра Грузии Зураба Ногаидели в Москву, который должен был проходить в эти дни, как известно, отложен по инициативе российской стороны. Вместо Москвы руководитель грузинского правительства отправился в Вашингтон, где намерен обсудить перспективы реализации международных инвестиционных проектов на территории Грузии. Чем может обернуться такой дипломатический маневр, и насколько в целом серьезна опасность того, что нынешняя «холодная» война между Москвой и Тбилиси может перерасти в «горячую»?

Пожалуй, крупномасштабный военный конфликт между Россией и Грузией все-таки трудно представить. И не только потому, что несопоставимы военные потенциалы двух стран. По мнению российских военных экспертов, реально боеспособны только 2-3 батальона грузинских сухопутных войск. Фактически отсутствует система ПВО. А вся военная авиация – это десяток устаревших вертолетов. Но, в любом случае, военное столкновение было бы пагубно и для двух стран-соседей, и для кавказского региона в целом. И это, несмотря на самые жесткие заявления, хочется верить, хорошо понимают, и московское руководство, и тбилисское.

Вместе с тем, сегодня объективно существует механизм запуска вооруженного конфликта между двумя странами. Например, в том случае, если руководство Грузии в одностороннем порядке решит восстановить территориальную целостность и контроль над Абхазией и Южной Осетией.

Директор института стран СНГ и депутат Госдумы Константин Затулин напоминает, что сейчас 90 процентов жителей Южной Осетии имеют российские паспорта. Проще говоря, если российские миротворцы уйдут, а в Цхинвали вспыхнет гражданская война, или, чего здесь больше всего боятся – начнутся этнические чистки, то Россия будет просто вынуждена защищать десятки тысячи своих граждан, проживающих в Южной Осетии. Кстати, точно такая же ситуация – в соседней Абхазии. Поэтому Москва и Тбилиси просто обязаны переступить через обиды и амбиции и найти способ договориться.

Пока что, как отметил российский посол в Тбилиси Владимир Чхиквишвили, визит в Москву грузинского премьера не отменен, а только отложен, так как необходимо взять паузу.

В идеале, Кремль хотел бы, чтобы грузинский парламент пересмотрел свое недавнее решение о выводе российских миротворцев из зоны грузино-осетинского конфликта. Но вряд ли это возможно. Тем более что грузинское политическое руководство провозгласило своей программной целью – ликвидацию российских военных баз на грузинской территории и восстановление территориальной целостности страны.

Вместе с тем, знаковым следует считать заявление президента Республики Грузия в сегодняшнем номере «Коммерсанта». Михаил Саакашвили подчеркнул, что он не будет принимать решения о военной операции против Южной Осетии. И все же, как утверждает директор Института политических исследований Сергей Марков, окончательного плана решения южноосетинской проблемы у грузинской стороны пока нет. Этот план, считает политолог, будет принят после мартовского визита президента Саакашвили в Соединенные Штаты.

Ну, а пока в Москву вместо грузинского премьера Зураба Ногаидели прибыла делегация парламента Грузии. Можно не сомневаться, что нынешние переговоры грузинских парламентариев в Москве будут, по меньшей мере, трудными. Но они свидетельствуют, что Москва и Тбилиси, уже балансируя на грани войны и мира, все-таки не оставляют попыток нащупать путь к взаимодействию.

XS
SM
MD
LG