Линки доступности

Иранское досье – в Совете Безопасности. Что дальше?


Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) проголосовало за передачу материалов по иранской ядерной программе в Совет Безопасности ООН. Что дальше?

США и Европа полагают, что Иран стремится к созданию ядерного оружия, а Тегеран утверждает, что его программа ориентирована на мирное цели. Хотя эксперты могут расходиться во мнениях относительно истинных намерений Ирана, все согласны в одном: если в Иран начнет обогащение урана в широких масштабах, то в любой момент он сможет начать производство ядерного оружия. Необогащенный уран может использоваться только в гражданских реакторах, а обогащенный – для создания ядерных зарядов.

В течение ряда последних лет Великобритания, Германия и Франция вели переговоры с Ираном, предлагая ему различные экономические выгоды в обмен на отказ от программы обогащения урана. Но эти переговоры не привели к успеху, и в августе Иран возобновил работы на ядерном предприятии в Исфахане. Десятого января Тегеран возобновил работы с ураном также на заводе в Натанзе.

МАГАТЭ уже много лет предупреждало Иран, что ему следует отказаться от планов по обогащению урана. Решение Тегерана возобновить работы в Натанзе заставило эту международную организацию сделать следующий шаг и передать материалы в Совет Безопасности ООН. В результате позиции Ирана и МАГАТЭ разошлись еще сильнее, говорит глава независимой исследовательской ассоциации по контролю над вооружениями Дарил Кимбалл: «По сути это означает, что они не смогли решить проблему. Я думаю, что теперь изменится характер дебатов. Из плоскости обсуждений того, подчинялся ли Иран международным соглашениям, нарушил ли он букву закона, они переходят в плоскость политики, в обсуждение намерений и целей Ирана. Будет обсуждаться возможность применения к нему политических и экономических санкций».

Пока неясно, когда именно Совет Безопасности приступит к обсуждению проблемы Ирана. «Дело еще и в том, – говорит эксперт по Ирану Самми Салама, сотрудник Института международных исследований в Монтерее, – что даже если Совет Безопасности приступит к обсуждению этого вопроса немедленно или через пару месяцев, до принятия резолюции и до конкретных акций со стороны ООН еще очень далеко».

Соединенные Штаты и другие члены Совета Безопасности ООН считают, что любое решение может быть принято только после следующего отчета МАГАТЭ, который будет представлен 6 марта. Однако Иран отреагировал быстро. Он уже заявил, что продолжит работы по обогащению урана и больше не допустит на свои ядерные предприятия инспекторов ООН.

Специалисты считают, что эскалация кризиса может еще больше усилить напряженность и подогреть страсти. Некоторые политики, включая представителей правительства Буша, говорят, что нельзя исключить никакие ответные действия. Иначе говоря, они не исключают применение военной силы против Ирана. «Что касается военного решения, то мы говорили, что оно не планируется, потому что еще много можно сделать дипломатическими средствами, – сказала, выступая в Лондоне, государственный секретарь США Кондолиза Райс. – Обращение в Совет Безопасности – это не последняя дипломатическая мера, это та же дипломатия в более жестком контексте. Но президент США не исключает такую возможность. Честно говоря, я полагаю, что никто и не хочет, чтобы президент США отказался от такой возможности».

Многие эксперты полагают, что международное сообщество в ближайшие недели и месяцы станет перед лицом важных критических решений, если будет настаивать на том, чтобы Иран отказался от программы обогащения урана. Они указывают, что идет ли речь просто о дипломатии или о дипломатии, подкрепленной санкциями с угрозой, в конечном счете, применения военной силы, – каждый шаг должен быть тщательно взвешен, чтобы свести к минимуму такое развитие событий, которое выйдет из-под контроля.

XS
SM
MD
LG