Линки доступности

«Не воюют никогда» Спенсера Уирта


Политология – не точная наука, и мы вправе брать под подозрение всякую попытку выводить общие законы из опыта политической жизни разных народов. Тем не менее одна любопытная идея все чаще возникает в трудах политологов в последние два десятилетия, а в книге Спенсера Уирта она уже предлагается как аргументированная теория, как некий исторический закон: демократические государства никогда не воюют друг с другом. Книга так и называется: «Не воюют никогда» [Spencer Weart Never at War, Yale University Press].

Между прочим, автор – специалист по истории науки, настоящей науки, физики, он директор центра по изучению истории физики в Американском физическом институте. Физики в двадцать первом веке не без основания ощущают себя отчасти лично ответственными за ужасы современной войны. И понятно их благородное стремление разобраться в причинах этого бедствия.

Не будучи профессиональным политологом, Уирт не чувствует нужды для пущей научности писать запутанно и на профессиональном жаргоне. Он излагает свои идеи ясно, логично и вполне доступно для широкой аудитории. А главное, будучи настоящим ученым, он не делает обобщений и выводов иначе как на основании достаточно большого количества эмпирических фактов.

Тут-то и кроется главная трудность. Ведь скорее всего и у вас, как только вы услышали, в чем суть теории Уирта, сразу же возникло сомнение: а можно ли вообще делать исторические обобщения, основанные на опыте демократии, если демократические общества до недавнего времени были редкостью? Уирт, однако, подвел под свою теорию основательный фундамент, пристально изучив историю не только демократических государств нового времени, но и независимых полисов древней Греции, швейцарских кантонов, начиная с XIV века, и итальянских городов-республик эпохи Возрождения. Это и позволило ему предложить весьма убедительную, развернутую версию уже бытовавшей идеи о невозможности военных конфликтов между демократическими странами.

Вот главное утверждение Спенсера Уирта: мир поддерживается между республиками, если республиками считаются общины, политические решения в которых принимаются гражданами, обладающими равными правами. Республики по Уирту бывают двух типов: демократические, в которых решения принимаются не менее чем двумя третями взрослого мужского населения, и олигархические, в которых политическую власть имеет одна треть или меньше. Уирт говорит, что никогда в истории одинакового типа республики не воевали между собой. И, согласно его теории, они и не могли, и не будут.

В объяснение этого приятного явления Уирт предлагает основанное на эмпирике золотое правило: политические лидеры делают другим то, чего они ожидают от других. А их ожидания в международной сфере основаны на политическом опыте внутри собственного государства. Если у себя дома они привыкли решать конфликты не путем насилия, а путем переговоров и компромиссов, то аналогичной процедуры они ожидают и в отношениях с руководством другого государства, если они убеждены, что это другое государство поддерживает у себя сходную политическую культуру.

Уирт уделяет особое внимание тем эпизодам истории, когда, казалось бы сходные государства воевали друг с другом, – Флоренция и Пиза или Венеция и Генуя, например. Но каждый раз выясняется, что в тот исторический момент политические системы в воюющих государствах были различными, хотя нам, обычно не вглядывающимся в то, что кроется за дымкой истории, кажется: «А-a, примерно одинаковые!» Если предложенная Уиртом категоризация республик выдерживается корректно, тогда его правило не знает исключений: сходные республики друг с другом не воюют. Никогда.

Хотя профессиональные историки и оспаривают некоторые интерпретации Спенсера Уирта, но в общем отклики на его книгу были весьма положительными. Лучше всего отношение к теории Уирта сформулировал известный политолог Майкл Манделбаум: «Всегда приятно, когда нечто любимое и ценимое нами по одной причине вдруг, оказывается, имеет еще и положительные свойства, о которых мы не подозревали, совсем в другой области. Открытие, что демократии не воюют друг с другом, – это вроде как открытие медиков, что пара стаканчиков красного вина в день полезна для сердца».

Похоже, что Спенсер Уирт нашел панацею от войн: это демократия. Проблема лишь в том, что на сегодняшний день народы мира вряд ли готовы установить у себя сходные демократические режимы, и мечта о вечном мире остается мечтой.

XS
SM
MD
LG