Линки доступности

Наступление ваххабизма в Центральной Азии: мнение эксперта


Многие эксперты пытаются понять причины распространения в Центральной Азии транснационального терроризма и идей ваххабизма. Один из таких экспертов – эксперт по исламу, научный сотрудник неправительственного Американского совета по внешней политике (American Foreign Policy Council) доктор Евгений Новиков. Свое мнение по этому поводу он излагает в интервью Русской службы «Голоса Америки».

Наджия Бадыкова: Г-н Новиков, насколько идеи ваххабизма проникли в Центральную Азию и как сильно они влияют на сознание жителей центрально-азиатских стран?

Евгений Новиков: Прежде всего надо определить, что такое ваххабизм. Ваххабизм – это официальная идеология Саудовской Аравии, которая возникла где-то в XVIII веке и помогла становлению этого государства на Аравийском полуострове. А после того, как государство Саудовская Аравия возникло и укрепилось, и доходы от экспорта нефти позволили этому государству также экспортировать и свою идеологию, то ваххабизм стал распространяться по всему мусульманскому миру, в том числе – и по Центральной Азии.

Для иллюстрации этого хочу привести несколько цифр. Так например, СССР за все время своего существования, то есть за 70 лет, потратил на распространение идей коммунизма 7 миллиардов долларов. Саудовская Аравия за двадцать лет на распространение идей ваххабизма потратила 90 миллиардов долларов. Ваххабиты устремились в Центральную Азию под предлогом распространения истинных идей ислама. Они строили мечети и распространяли Коран. Но очень скоро правительства стран Центральной Азии поняли, что вместе с материальной помощью, вместе с Кораном и мечетями ваххабиты несут агрессивную идеологию, направленную на разрушение центрально-азиатских государств и осуществление совершенно утопической идеи создания центрально-азиатского халифата.

И вот тогда государства этого региона предприняли очень решительные шаги на пути прекращения распространения ваххабизма. Причем это были не только политические, административные или насильственные меры, а в значительной степени это были меры просветительского характера. Эти меры стали предприниматься с начала 90-х годов. Так, например, в школах стали вводиться уроки изучения ислама, традиционного для стран Центральной Азии.

Н.Б.: Какая из центрально-азиатских стран в наибольшей степени подвержена ваххабизму?

Е.Н.: Это довольно сложный вопрос. Что значит «подвержена ваххабизму»? Если говорить о том, в какой степени ваххабизм влияет на сознание людей, то я бы сказал, что население Центральной Азии по своему образовательному и культурному уровню намного выше тех идей, которые может предложить идеология ваххабизма. И это касается абсолютно всех центрально-азиатских государств. Но чтобы сделать идеи ваххабизма привлекательными для таких относительно образованных и культурных людей, Саудовская Аравия дает стипендии молодым уроженцам Центральной Азии, чтобы те могли учиться в университетах мусульманских стран, где популярны идеи ваххабизма и где приезжающие молодые люди соответствующим образом перевоспитываются. А когда эти молодые люди возвращаются в Центральную Азию, то они становятся проводниками идей ваххабизма. И вот с этими молодыми людьми, которые побывали за границей за саудовские деньги, представителям традиционного ислама приходиться бороться.

Н.Б.: Как США могут помочь центрально-азиатским странам в борьбе против ваххабизма?

Е.Н.: Прежде всего американское правительство должно помочь ученым имамам, журналистам, специалистам по исламу и тому подобным деятелям в Центральной Азии, которые борются с ваххабизмом. Но в настоящее время американское правительство не может этого делать, поскольку существует закон, запрещающий американским учреждениям оказывать какую-либо материальную или финансовую помощь иностранным религиозным организациям. То есть прежде всего должен быть принят закон, отменяющий этот запрет. Когда такого запрета не будет, станет можно оказывать содействие центрально-азиатским борцам с ваххабизмом.

XS
SM
MD
LG