Линки доступности

Американская юридическая ассоциация


Американская юридическая ассоциация, сокращенно АЮА, играет видную роль в политике, обществе, государственной жизни Соединенных Штатов. Может ли АЮА послужить моделью для новых демократических стран? Об этом «Голос Америки» беседовал с президентом ассоциации Майклом Греко

Инна Дубинская.
Американская юридическая ассоциация работает свыше ста лет. Что обусловило такое долголетие?

Майкл Греко:
Действительно, мы существует уже 128 лет. В этом году мне выпала честь председательствовать в АЮА. Эта организация вырабатывает и озвучивает позиции американских юристов. У нас 412 тысяч членов. И если сложить все структуры, в которых задействованы эти юристы, становится понятно, почему мы можем в полный голос говорить с властями и народом, и почему к нашему голосу нельзя не прислушаться.
Разумеется, такой голос должен звучать ответственно. Поэтому АЮА обеспечивает профессиональную подготовку и квалификацию юристов, надзирает за поведением работников правовой и судебной сферы. В результате мы пользуемся в стране и на международной арене авторитетом, значение которого трудно переоценить. Вот почему мы настоятельно рекомендуем странам, в которых нет общенациональной юридической ассоциации, как можно скорее учредить ее. С этой миссией я побывал во многих странах, в том числе входивших прежде в Советский Союз.

И.Д.:
Как строятся ваши контакты с населением? Как вы повышаете уровень правовой грамотности американцев?

М.Г.:
Одна из наших двадцати пяти секций – Секция просвещения – занимается как раз этим. Поделюсь с вами поразительным открытием: за две недели до моего вступления в должность ассоциация провела опрос, который выявил, что почти половина американцев не знает, о существовании у нас стране трех равноправных ветвей власти. Примерно столько же людей не осведомлены о том, что судебные решения обязательны к исполнению. Мы активизировали просветительскую работу, начиная со школьников и кончая пенсионерами, чтобы помочь людям осознать критически важную роль конституции и независимой судебной власти в жизни страны, а, значит, каждого из нас. Эту работу мы рассматриваем не как побочное занятие, а как свою магистральную задачу, потому что без юридически грамотного населения невозможно правовое государство. Правосознание есть гарантия свободы. К сожалению, сплошь и рядом люди не отдают себе в этом отчета.

И.Д.:
А как строятся отношения АЮА с тремя ветвями власти в Соединенных Штатах?

М.Г.:
В отличие от некоторых стран, где юридические ассоциации представляют собой государственные структуры, АЮА с самого начала была независимой. Мы считаем, что так и должно быть, потому что только в этом случае юристы, адвокаты, судьи и другие работники правовой сферы могут избежать давления со стороны правительства, исполнительной или законодательной власти. Это не значит, что АЮА существует в безвоздушном пространстве. Мы всегда поддерживаем власти, когда они действуют по закону, и критикуем их, когда они отступают от закона. Именно эта возможность конструктивной критики наделяет ассоциацию американских юристов признанным авторитетом. Люди знают, что есть организация, не подчиненная властям и защищающая их права и интересы, предоставленные конституцией. Независимость – ключевое слово в американском обществе: независимость правительства, независимость законодателей, независимость судей – три столпа нашей демократии.

И.Д.:
Как вы отстаиваете свои интересы? Лоббируя Конгресс? Другими путями?

М.Г.:
Деятельностью Американской юридической ассоциации руководит правление в составе 35 выборных лиц, а также Палата представителей – по образцу Конгресса. 515 делегатов со всей страны дважды в год собираются на сессии для обсуждения политических позиций АЮА. В Вашингтоне у нас есть постоянный офис связи с Конгрессом. Через него мы доводим до сведения федеральных и штатных законодателей свое мнение по тому или иному вопросу – будь-то реформа пенсионного обеспечения, законодательство об ответственности за врачебные ошибки, за выпуск дефектной продукции и так далее. Цель АЮА – защита интересов населения, и мы хотим, чтобы наша точка зрения учитывалась при обсуждении всех насущных вопросов внутренней жизни страны.

И.Д.:
Но АЮА ведет и международную деятельность, о чем свидетельствуют ваши поездки в Грузию и на Балканы. Как строятся ваши контакты с новыми демократическими государствами? Как вы помогаете им? И какой эффект имеет ваше содействие?

М.Г.:
Вот уже 15 лет Американская юридическая ассоциация ведет программы помощи правовым структурам демократических государств бывшего советского блока. У нас действуют четыре программы. Одна из них – «Центрально-европейская и евроазиатская инициатива». Название неуклюжее, я согласен, но программа провела огромную работу, помогая в составлении конституций, законодательных текстов, проведении судебных и юридических реформ, выработке кодексов поведения адвокатов и судей, в борьбе с коррупцией и многом другом. Аналогичные программы ведутся в Африке, Азии и Латинской Америки. Формы работы могут отличаться, но суть остается неизменной – укрепление власти закона в местах, где прежде правили не законы, а люди. Подчеркну, что мы приступаем к работе только в ответ на соответствующие просьбы. АЮА не навязывает своих представлений и рецептов. Но если говорить о результатах, то они просто поразительны – я убедился в этом, побывав в России, Китае, Косово, Сербии, Грузии и других местах.

XS
SM
MD
LG